Оплот стабильности: как Мавритания справилась с террористической угрозой РыбарьСреди страдающих от регулярных террористических атак стран Сахеля Мавритания выглядит настоящим островком стабильности и безопасности. Telegram-канал «Рыбарь» рассказывает о том, как мавританским властям удалось справиться с радикальными террористическими группировками.
Печальное прошлоеМавритания — бедная страна с сухим климатом, более 60% территории которой составляет пустыня. Нищета, безработица, некачественное образование, а также низкая транспортная доступность целых регионов страны создали отличную почву для распространения в стране радикальных Исламских группировок. На это влияло и соседство с Алжиром: сначала «Вооруженная Исламская группа», а затем и «Аль-Каида1 в Исламском Магрибе» (деятельность организации признана террористической и запрещена в РФ) регулярно проникали в Мавританию через прозрачные границы в пустыне и обустраивали там свои базы. В определенный момент число боевиков в стране достигло критической массы, и они перешли к активным действиям.
4 июня 2005 года 150 террористов из «Салафитской группы проповеди и борьбы» атаковали военную базу у населенного пункта Лемхейти в районе Эль-Ханк на северо-востоке Мавритании. Жертвами нападения стали 15 военнослужащих, было убито девять боевиков. Эта атака вызвала большое возмущение в мавританском обществе и привела к массовым демонстрациям с требованиями покончить с террористической угрозой. Однако теракты не прекратились: в декабре 2007 года в городе Алег на юге страны боевики убили четверых французских туристов, а также атаковали военные объекты в Эль-Галлавии. 1 февраля 2008 года террористы напали на посольство Израиля в Нуакшоте, а 16 сентября в Турине похитили и казнили 12 мавританских солдат. За всеми атаками стоял Мухтар Бельмухтар — основатель группировки «Аль-Мурабитун» и будущий командир террористического конгломерата «Нусрат аль-Ислам».
В условиях ухудшения обстановки и роста террористической угрозы руководству Мавритании не осталось иного выхода, кроме как предпринять серьезные меры для недопущения возникновения террористического квазигосударства на своей территории. Была проделана большая работа по нескольким важным направлениям.
Реформы в армииВооруженные силы Мавритании долгие годы находились в плачевном состоянии, испытывая проблемы с личным составом и устаревшим вооружением. И если столкнувшийся с радикальными Исламскими группировками Алжир благодаря нефтегазовым доходам мог позволить себе значительные траты на оборону и закупку современного вооружения в России и Европе, то нищая Мавритания была лишена таких возможностей, что ставило под вопрос ее способность противостоять боевикам.
Однако вставший во главе страны после военного переворота 2008 года Мохаммед ульд Абдель Азиз и министр обороны Мохаммед ульд Газуани взяли курс на преобразование и модернизацию вооруженных сил. Были увеличены военные расходы: если в 2006 году они равнялись 98 миллионам долларов, то уже в 2012-ом составляли 136, а в 2018-ом — 152 миллиона долларов, увеличившись за 10 лет на 55%. Выделенные средства пошли в том числе на обустройство быта военнослужащих, увеличение их денежного довольствия и оснащение, в том числе — военной формой. Это помогло улучшить морально-психологическое состояние армии и поднять ее боеспособность.
Другим важным направлением стала закупка вооружения, и здесь мавританское военное руководство приняло ряд верных решений. Несмотря на увеличение военного бюджета страны, его явно не хватало для переоснащения и модернизации всей армии. Мавритания могла пойти по пути закупки на имеющиеся деньги дорогой и современной, но небольшой партии вооружения, что было бы неэффективной мерой — малое количество образцов не позволило бы насытить армию приобретенным оружием и военной техникой. Большие территории и слаборазвитая транспортная инфраструктура позволила бы применять немногочисленные оснащенные этим вооружением подразделения только лишь в нескольких районах страны. Все остальные же армейские части так и продолжали бы испытывать проблемы с нехваткой военной техники и оружия, и, следовательно, были бы неспособны противостоять атакам боевиков.
Вместо этого военное руководство Мавритании сделало ставку на закупку относительно недорогой, но при этом соответствующей характеру и театру военных действий техники. Например, вместо современных реактивных самолетов, содержание которых было бы крайне затратно для мавританского военного бюджета, в 2012 году были приобретены бразильские легкие турбовинтовые штурмовики EMB-314 Super Tucano. Самолеты позволили оперативно реагировать на нападения боевиков, а затраты на их эксплуатацию оказались по силам мавританскому военному бюджету. Важным является и то, что не только Мавритания оценила эффективность использования турбовинтовых штурмовиков в регионе: спустя 6–8 лет их приобрели другие сталкивающиеся с нападениями террористических группировок страны Сахеля — Мали и Нигерия. Также ВВС Мавритании приобрели китайские многоцелевые вертолеты Harbin Z-9.
Были переоснащены сухопутные войска: несмотря на то, что в составе мавританских вооруженных сил по-прежнему числится лишь один танковый батальон из устаревших танков Т-54/55, за время военной реформы Мавритания оснастила армию внедорожниками, значительно увеличившими мобильность подразделений и подходящими для действий в местных климатических и географических условиях.
Наконец, большую роль в увеличении боеспособности сыграло военное сотрудничество с другими странами. В частности, французские военные специалисты осуществляют обучение личного состава мавританских вооруженных сил, а в 2015 году страна стала членом сформированной платформы G5 Sahel, созданной для взаимодействия между странами Сахеля — Чадом, Нигером, Буркина-Фасо, Мали и Мавританией, — по вопросам безопасности и борьбы с террористическими группировками. Мавритания также является членом DEEP — Программы расширения военного образования НАТО.
Изменение тактикиМавританское руководство осознавало, что при численности в 20 тысяч военнослужащих вооруженные силы не смогут контролировать каждый квадратный километр территории страны, значительную часть которой составляют труднодоступные районы в пустыне. Поэтому были внесены изменения в тактику борьбы с террористическими группировками.
С одной стороны, в 2009 году были созданы восемь Специальных интервенционных групп (GSI) — небольших подразделений численностью в 200 военнослужащих, хорошо оснащенных транспортными средствами, топливом, водой и боеприпасами для ведения операций в пустыне. Действующие автономно в отдаленных районах страны, мобильные группы оказались эффективны в рейдах на базы боевиков радикальных Исламских группировок. Особое внимание было уделено сбору разведданных, позволяющих своевременно обнаруживать террористов и предотвращать их атаки: вооруженные силы не только стали применять более современные средства разведки и наблюдения, но и использовать специальную разведывательную группу из кочевников местных племен (GN), передвигающихся по пустыне на верблюдах и отлично ориентирующихся на местности.
С другой стороны, были введены меры военно-административного характера. Например, часть обширных и малонаселенных районов страны, граничащих с Алжиром и Мали, часто использовалась боевиками и контрабандистами для проникновения на территории Мавритании. Поэтому мавританское руководство дало разрешение вооруженным силам, жандармерии и GSI задерживать как потенциального нарушителя любого человека на этих территориях под предлогом того, что обычному среднестатистическому мирному жителю просто нечего делать в этих районах.
На малонаселенных территориях были созданы играющие роль фортов военные лагеря, вокруг которых селились мирные жители. Это позволило сконцентрировать население вокруг безопасных объектов и тем самым защитить его от атак боевиков.
Наконец, огромную роль в обеспечении безопасности сыграла работа с местными жителями. Руководство Мавритании сделало ставку на борьбу с бедностью, неграмотностью и тяжелыми условиями жизни в пустынных районах страны — главными причинами лояльности населения к боевикам. В рамках программы сотрудничества в области развития ЕС выделил Мавритании 160 миллионов евро в период с 2014 по 2020 год — часть суммы была потрачена на строительство социальной инфраструктуры в удаленных районах страны и обеспечения ее безопасности. Для населения регионов, где ранее не были доступны даже самые примитивные медикаменты, строительство даже нескольких школ и больниц привело к увеличению лояльности к центральным властям, а боевики террористических группировок потеряли базы для вербовки сторонников в свои ряды.
Переговоры с группировкамиПомимо непосредственной борьбы с боевиками, руководство Мавритании также вступало с ними в диалог с целью убедить сдаться и реинтегрироваться в общество — так и договориться о прекращении деятельности на территории страны. Сперва может возникнуть мысль о принципиальной недопустимости переговоров с радикальными Исламскими организациями, однако нужно учесть особенности региона. Значительное число членов группировок и даже часть командиров представляют собой не убежденных религиозных экстремистов, желающих построить региональный Халифат, а зачастую простых необразованных крестьян, примыкающих к боевикам по причине недовольства своим социально-экономическим статусом. Поэтому многие боевики принципиально не против переговоров с властями.
В 2011 году в распоряжение США попал документ с планами соглашения между правительством Мавритании с «Аль-Каидой в Исламском Магрибе» (деятельность организации признана террористической и запрещена в РФ). В нем утверждалось, что взамен на освобождение всех заключенных боевиков и выплат в размере 10-20 миллионов евро в год «Аль-Каида» прекратит атаковать военные объекты и похищать иностранных туристов. Мавританские власти опровергли факт сделки, однако с 2011 года нападения боевиков в стране действительно практически прекратились.
В истории региона уже был пример успешного диалога с экстремистскими группировками: большую роль в завершении гражданской войны в Алжире в 90-х годах ХХ века сыграл Закон о гражданском согласии, предусматривающий амнистию сдавшимся боевикам при соблюдении ими определенных условий. Примеру Алжира и Мавритании постепенно пытаются следовать и другие страны региона, в том числе и Мали, где в феврале этого года президент страны Ибрагим Бубакар Кейта заявил о готовности переговоров с «Нусрат аль-Ислам» и другими радикальными Исламскими группировками.
Сами по себе переговоры правительства Мавритании с боевиками едва ли принесли бы спокойствие в страну без других описанных ранее мер, вроде модернизации вооруженных сил и работы с местным населением, которые позволили властям получить более выгодные условия в негласных соглашениях с боевиками.
Сахельский уголок стабильностиПри всех успехах в борьбе с террористами Мавритания по-прежнему остается бедной страной, чьи вооруженные силы до сих пор испытывают определенные проблемы, например, с устаревшими образцами военной техники или взаимоотношениями между арабо-берберскими и негритянскими военнослужащими. Поэтому неверно утверждать, что опасность очередной эскалации конфликта с террористическими группировками навсегда осталась позади.
Однако в данном случае важно другое: будучи первой страной Сахеля, столкнувшейся с угрозой радикальных Исламистов, Мавритания смогла успешно дать отпор боевикам. Ключом к успеху стала крайне эффективная политика мавританского руководства, направленная на модернизацию вооруженных сил в условиях ограниченных финансовых ресурсов, устранение причин, побуждающих население присоединяться к террористическим организациям, а также на взаимодействие и переговоры с самими боевиками. Фактически Мавритания стала отличным примером того, как не обладающая ни значительными финансовыми, ни военными ресурсами страна способна справиться с радикальными Исламскими группировками. И ее опыт должен быть использован в других страдающих от войны с боевиками странах Сахеля, особенно Мали и Буркина-Фасо.
https://riafan.ru/1294035-oplot-stabilnosti-kak-mavritaniya-spravilas-s-terroristicheskoi-ugrozoi