Автор Тема: Малик бин Анас (93-179 г.м./712-795 г.м.)  (Прочитано 3693 раз)

Оффлайн abu_umar_as-sahabi

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10989
Малик бин Анас (93-179 г.м./712-795 г.м.)
« : 28 Августа 2016, 16:23:07 »
Краткая биография имама Малика

По мнению большинства ученых, имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, родился в 93 году по хиджре в Лучезарной Медине. Он застал наследие сподвижников, табиинов, следы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и великие события, что оказало большое влияние на его жизнь, мысль и понимание религии, а Медина является источником света и колыбелью знаний.

Его род исходит от йеменского племени «Зу асбах», его мать звали Алия бинт Шарик аль-Аздия. Его отец и мать – оба являются арабами из Йемена.

Он вырос в семье, в которой изучали хадисы, и в обществе, в котором вовсю занимались преданиями и хадисами. Его дед Малик бин Аби Амир относился к числу больших табиинов и передавал хадисы от Умара бин аль-Хаттаба, Усмана бин Аффана, Тальхи бин Убайдуллах, матери правоверных Айшы. От него передавали его сыновья: Анас (отец Малика), Раби’, Нафи’ (прозванный Абу Сухайль). Его отец Анас, скорее всего, не был слишком занят хадисами, однако, каким бы ни было его научное положение, его дяди и дед были богаты знаниями, и их ученая степень была достаточна для того, чтобы семья была известна своей научностью. Благодаря имаму Малику его брат ан-Надр склонился к знаниям и неразрывно посещал ученых, получая от них знания.

Имам Малик выучил Коран в детстве (в начале своей жизни), как и было принято в большинстве Исламских семей, а затем начал учить хадисы. В его окружении нашлись те, кто подталкивал его к этому, наставлял и мотивировал. Когда он сказал своей матери о своем желании записывать хадисы, она одела его в лучшую одежду и чалму, затем сказала: «Теперь иди и пиши». Она также говорила ему: «Иди к Раби’а и научись у него адабу прежде знаний» («Аль-Мадарик», 115).

В молодости он семь лет учился у Ибн Хурмуза, изучал у него разногласия людей, и как отвечать тем, кто следует своим страстям. Своими качествами и правильным руководством он так сильно повлиял на имама Малика, что он говорил: «Я слышал, как Ибн Хурмуз говорил: «Сидящим с ученым необходимо унаследовать от него слова: «Я не знаю», чтобы это стало основой в их руках, к которой они прибегают, чтобы отвечать на незнакомый вопрос «Я не знаю»». Ибн Вахб сказал: «На большинство вопросов имам Малик отвечал «Я не знаю»».

Он получал знания и от вольноотпущенника Ибн Умара Нафи’а, и говорил: «Я приходил к Нафи’у днем и не было дерева, в тени которого я мог бы спрятаться в ожидании пока он выйдет. Когда он выходил я еще некоторое время делал вид, что не вижу его. Затем подходил к нему здоровался и оставлял его, пока он не зайдет, а затем я у него спрашивал «что сказал ибн Умар в такой-то ситуации», и он отвечал мне. Затем я оставлял его, так как он был очень суровым человеком» («Ад-Дибадж-уль-мазхаб», 117).

Он учился у имама Ибн Шихаба аз-Зухри, о чем он рассказывал следующее: «Был праздничный день и я подумал: «В этот день Ибн Шихаб будет свободен». Из мечети я отправился к нему и сел у его дверей, где услышал, как он говорил своей рабыне, чтоб посмотрела кто у дверей. Она посмотрела и сказала: «Ваш белокурый слуга Малик». Он сказал: «Впусти его». Я вошел и он сказал: «Ты ходил к себе домой?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Ты ел что-нибудь?» Сказал: «Нет». Он сказал: «Поешь». Я ответил: «Я пришел не для этого». Он спросил: «Что же тебе нужно?». Я ответил: «Расскажи мне хадис». Он сказал мне: «Доставай». Я вытащил свои доски и он рассказал мне сорок хадисов. Потом я сказал: «Добавь еще». Он ответил: «Тебе достаточно. Если передашь эти хадисы, то ты из хафизов». Я сказал: «Я их уже выучил». Тогда он взял у меня доски перевернул их и сказал: «Рассказывай». После того как я рассказал их он вернул их мне и сказал: «Вставай, ты из сосудов знаний».

Некоторые ученые по хадисам говорили: «Имамом людей после Умара был Зайд бин Сабит, после него Абдуллах бин Умар, от Зайда получили знания двадцать один человек, затем их знания перешли к троим: Ибн Шихабу, Бакиру бин Абдуллах и Абу аз-Заннад, а знания их всех перешли к Малику ибн Анасу» («Аль-Мадарик», 68).

Он так сильно почитал хадисы пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что когда у него спросили: «Слышал ли ты хадисы от Амр бин Динара?», он ответил: «Я видел, как он рассказывал хадисы, а люди записывали их стоя. Я же не захотел писать хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стоя».

Также, как он не жалел сил в заучивании хадисов и посещении собраний ученых, также он не жалел средств на этом пути. Ибн аль-Касым говорил, что получение знаний привело Малика к тому, что он разобрал крышу своего дома и продал доски. Позже этот мир сам склонился к нему» («Аль-Мадарик», 115).

После того как имам Малик завершил изучение хадисов и методологию вынесения фатв, он устроил кружок для обучения людей в мечети Пророка, мир ему благословение Аллаха. Некоторые источники передают, что тогда ему было 17 лет. Вспоминая это время и свое положение, когда он принялся преподавать и выносить фатвы, Малик, да помилует его Аллах, говорил: «Не каждый желающий мог устроить кружки в мечети для хадисов и фатв. Сначала нужно было посоветоваться с благородными и достойными людьми и если они считали его достойным, то открывались такие кружки. Я не начинал там сидеть, пока 70 ученых не посчитали меня достойным для этого» («Аль-Мадарик», 127).

Имам, да помилует его Аллах, украшался перед преподаванием хадиса, из-за чего у него появлялось величие и уважение, которого не было у других. Аль-Вакиди говорил: «Его собрание было собранием достоинств и знаний, и он был уважаемым и благородным человеком. Там не было ничего из шума и лицемерий, никто не поднимал голоса. И когда его о чем-то спрашивали, то ему не говорили «Откуда ты это взял?».

По причине своей искренности в получении знаний он соблюдал некоторые вещи и отдалялся от некоторых других вещей. Он соблюдал сунну Пророка, и придерживался явных, ясных и очевидных дел, и говорил: «Самые лучшие из дел – ясные и явные. Если ты окажешься между делами, в одном из которых сомневаешься, то берись за то, в чем уверен».

Он выносил фатвы без навязывания своего мнения, боясь ввести в заблуждение и отдаления от сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

При вынесении фатв он отличался терпеливостью, не спешил, размышлял долго и глубоко, поскольку поспешность может приводить к ошибкам. Его ученик Ибн аль-Касым сказал: «Я слышал, как имам Малик говорил: «Есть вопрос, над которым я размышляю десять с лишним лет, и ответ на который я еще не нашел».

Он также говорил: «Тот, кто собирается отвечать на вопрос, пусть представляет себя перед Адом и Раем и подумает о том, как его ответ повлияет на его исход» («Ад-Дибаж-уль-мазхаб», 23).

Ему как-то задали вопрос, сказав, что он легкий, на что он разозлился и сказал: «Вопрос легкий, простой?!» В знаниях нет легких вопросов. Разве вы не слышали слов Всевышнего Аллаха: «Мы непременно ниспошлем тебе весомые слова»?! В знании все трудное, и особенно то, что за него будет спрос в Судный день» («Аль-Мадарик», 162).

Несмотря на отдаленность имама от революций и подстрекательств к ним, и поглащенность получением знаний, в 146 году по хиджре, в эпоху Аббасидов, его постигло испытание во время правления Абу Джафара аль-Мансура. Его избивали кнутом, и настолько сильно тянули руку, что она вышла из плеч. И причиной этому, как известно, было то, что он рассказывал хадис: «Нет развода по принуждению». Смутьяны приняли этот хадис, как доказательство недействительности присяги Абу Джафару аль-Мансуру. Это произошло во время восстания Мухаммада бин Абдуллаха бин аль-Хасан ан-Нафс аз-Закия в Медине. Аль-Мансур запретил Малику рассказывать этот хадис, но когда у него спросили о нем, он перед всеми людьми рассказал этот хадис. Правитель Медины Джафар бин Сулейман высек его за это. В некоторых источниках передается, что после этого Абу Джафар аль-Мансур извинился перед имамом Малик, поскольку он не знал о случившемся.

Ученик Абу Ханифы Абу Юсуф сказал: «Самыми знающими людьми, которых я видел, были трое: Малик, Ибн Абу Лейля и Абу Ханифа».


Передается, что Абд-ар-Рахман ибн Махди (135-198 г.х.) сказал: „Четырьмя великими учеными своего времени были: Суфьян ас-Саври — в аль-Куфе, Малик — в аль-Хиджазе, Авза’и — в аль-Шаме, Хамад ибн Зайд — в аль-Басре»

Вывел Лялякаи в "Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а" (39) достоверным иснадом:

أَخْبَرَنَا عَلِيُّ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عُمَرَ , أنبا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ أَبِي حَاتِمٍ ، حَدَّثَنِي أَبِي , حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عُمَرَ الأَصْبَهَانِيُّ , قَالَ : سَمِعْتُ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ مَهْدِيٍّ ، يَقُولُ : " أَئِمَّةُ النَّاسِ فِي زَمَانِهِمْ أَرْبَعَةٌ : سُفْيَانُ الثَّوْرِيُّ بِالْكُوفَةِ , وَمَالِكٌ بِالْحِجَازِ , وَالأَوْزَاعِيُّ بِالشَّامِ , وَحَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ بِالْبَصْرَةِ


Также вывел Ибн Абу Хатим «аль-Джарх ва та'диль» (1/118)


حدثنا عبد الرحمن , حدثني أبي , نا عبد الرحمن بن عمر , سمعت عبد الرحمن بن مهدي , يقول : " أئمة الناس في زمانهم اربعه : حماد بن زيد بالبصرة , وسفيان بالكوفة , ومالك بالحجاز , والأوزاعي بالشام يعني في الحديث والعلم

=============================


Суфьян бин Уяйна сказал: «Мы ничто по сравнению с Маликом! Мы смотрели на какого-либо шейха, и если Малик записывал от него, то и мы записывали. И я считаю, что Медина разрушится после смерти Малика бин Анаса».

Сказал Аш-Шафии: «Если хадис дошел до тебя от Малика, то придерживайся его… Если пришло сказание, то Малик – звезда, если упоминаются ученые, то Малик – звезда. Никто не достиг такой степени в знании, как Малик, своей способностью запоминать, точностью и сохранностью. Кто желает достоверного хадиса пусть прибегнет к Малику».

Имам Шафиъи сказал о нем следующее: «После табиъинов Малик является аргументом Аллаха для Его созданий». О роли имама Малика в науке о хадисах и его достоинствах имам Насаи говорил: «В науке о хадисах для меня нет другого человека, который был бы более знающим, уважаемым, надежным, правдивым и передавшим малое количество слабых хадисов, чем Малик».

Имам Шафиъи говорил: «Если бы не было Малика и Ибн Уяйны, наука Хиджаза была бы утрачена». Также он говорил: «Когда упоминаются ученые, Малик — это звезда». Ибн Махди сказал: «В фикхе Малик превзошел ал-Хакама и Хаммада».

По предложению халифа Абу Джаъфара ал-Мансура имам Малик написал книгу, разъясняющую мусульманам учение Ислама и назвал ее «Муваттаъ» («Упрощенное»). Когда же халиф Мансур собрался приказать всем мусульманам следовать во всем этой книге, имам Малик выразил несогласие. Данная книга включает в себя хадисы, собранные в течение 40 лет. Их передавали около тысячи человек. Хадисы в этом сборнике переданы от 30 равийев, 20 из которых знамениты.

Яхйа ибн Яхйа ал-Лайс ал-Андалуси, характеризуя «Муваттаъ», сказал: «Это — книга хадисов и фикха, я не знаю другой равной ей книги». Имам Шафиъи сказал: «На всем свете нет более правильной научной книги, чем “Муваттаъ”».

Сказал Ахмад бин Ханбаль: «Малик – господин среди ученых, и он – имам хадиса и фикха. Нет подобного ему. Он следовал по стопам обладателей разума и морали».

Сказал Аль-Кады ‘Ияд, да помилует его Аллах: «Он прожил около семидесяти лет, был имамом, передавал хадисы и выносил фатвы. Семьдесят лет его слушали, и с каждым разом он становился благороднее, продвигался вперед своим талантом, способностью и главенством, пока не скончался. Он оставался таковым на протяжении многих лет и добился главенства и в религии, и в мирском» («Аль-Мадарик», 111).

Имам Малик был обладателем великой богобоязненности. Если он собирался рассказать хадис, он совершал омовение, затем величаво устраивался на своем месте и только после этого начинал рассказывать. Когда ему упомянули об этом, в ответ он сказал: «Я люблю проявлять уважение к хадисам Посланника Аллаха саллАллаху алайхи васаллам, поэтому я рассказываю хадисы только тогда, когда я уверен по поводу своей чистоты (своего вудуъ)».

Он не любил рассказывать хадисы, находясь в пути, стоя или наспех. Даже в преклонном возрасте, когда он уже ослаб, он не ездил верхом на лошади или верблюде в Лучезарной Медине, говоря: «Я не буду ездить верхом на лошади или верблюде в городе, где захоронено тело Посланника Аллаха саллАллаху алайхи васаллам».

По словам большинства передатчиков, он скончался в 179 году по хиджре.

Да помилует Аллах имама Малика и всех имамов мусульман.

Также можете прочитать книгу шейха Мухаммада Абу Захра «Малик: его жизнь, его эпоха, его мнения и его фикх».

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Махаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

Также сведения взяты от сюда:
http://www.islam.uz/glav/xadisi-i-jizn/3370-imam-malik.html

Книги:

http://shamela.ws/index.php/author/214


=======================================


Краткая биография имама Малика





Малик ибн Анас ибн Амир родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю).

Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка, ﷺ, проживавших в Медине. Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине. Семья имама Малика до Ислама славилась своим гостеприимством и другими достоинствами, и точно также они стали широко известны после принятия Ислама, но в совершенно иной области. Их заслуги в деле Ислама сохранятся на все времена.

Прозвище имама было Абдуллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый его стали называть имам Даруль-Хиджра, «Вождь Дома переселения», то есть духовный вождь Медины. Этот благословенный город продолжал сохранять свою духовную и просветительскую роль, как это было при жизни Пророка, ﷺ. Ислам распространился повсюду и мусульманские ученые — энтузиасты, как арабы, так и неарарбы приезжали в Медину и жили там, чтобы учиться у таких прославленных ученых, как имам Малик ибн Анас.

Во время раннего детства имама Малика в его семье уже были широко известные ученые и преподаватели Исламской науки. Дед имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени имам Малик уже начал учиться, и хотя, будучи ребенком, он не мог непосредственно пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления и ободряющие слова совета и любви сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям. Дядя имама Абу-Сухайль Нафи’ был признанным специалистом по хадисам. Имам Малик учился хадисам у своего дяди. Отец имама Анас и дядя Раби’ также были знатоками хадисов. Имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Однажды, когда его учитель читал лекцию, прямо ему на колени с потолка упала змея. Все слушатели разбежались, а он продолжал спокойно сидеть, как будто ничего и не произошло. Он был так погружен в учение, что даже змея его не отвлекла.

Учителями имама были известные ученые того времени: Абу Радим Нафи’ бин ‘Абд ар-Рахман. Имам учился у него чтению и рецитации Корана. Абу Радим хорошо известен в этой области даже в наше время всему мусульманскому миру.

Нафи’. В ранний период имама Малика Нафи’ был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, так как Нафи’ был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет.

Джа’фар ас-Садик. Имам Джа’фар ас-Садик также был одним из учителей имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка, ﷺ. Он был правнуком имама Хусайна, внука Пророка, ﷺ.

Мухаммад бин Йахъя аль-Ансари. Мухаммад бин Йахъя был еще одним из учителей имама Малика. Он обычно преподавал в Масджид ан-Набави, мечети Пророка, ﷺ, в Медине. Также были и другие ученые.

Слава имама Малика распространилась повсюду и ученые из разных частей Исламского мира того периода считали большой честью сидеть в кружке имама и слушать его уроки по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу Малика «аль-Муваттаъ» (знаменитого сборника хадисов), речь о которой пойдет ниже. Число ученых, которые приезжали, чтобы учиться у него достигает примерно 1300. Мы приведем краткие биографические очерки наиболее видных из этих ученых, что поможет нам понять, почему их копии «аль-Муваттаъ» остаются до сих пор наиболее достоверными.

Йахъя бин Йахъя аль-Масмуди принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать имама Малика и учиться у него, и затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и юриспруденцию. Эмир Кордовы просил его принять должность къади Кордовы, но он отказался.

Другим знаменитым учеником имама Малика был Ибн Вахб Абу Мухаммад ‘АбдАллах бин Салмах аль-Фахри.

Аби ‘АбдАллах ‘Абд ар-Рахман бин аль-Касим бин Халид аль-Сасри был еще одним прославленным учеником имама Малика. Он умер в Египте. Все вышеперечисленные ученые оставили самые верные копии «аль-Муваттаъ», которую они изучали у имама Малика.

Как говорит Захаби в своей знаменитой работе «Тазкира аль-Хуффаз», даже имам Абу Ханифа сидел в присутствии имама Малика с таким почтением, с каким сидят в присутствии своего учителя. Хотя в этом отражается большая скромность старшего по возрасту Абу Ханифы, тем не менее, здесь проявляется и большое почтение, которое имам Абу Ханифа питал к имаму Малику бин Анасу.

Как великий мухаддис, то есть специалист и авторитет в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка, ﷺ, разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сахабов о Пророке, ﷺ, объяснения Корана и хадисов, сделанные сахабами, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в своем знаменитом труде «аль-Муваттаъ» около тысячи хадисов. Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась собранием хадисов и установлением цепи их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя свой труд «аль-Муваттаъ», он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби’ со ссылкой на его деда. Как юрист, он бесстрастно выносил свои фатвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фатву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод не действителен. За это он был избит по приказу правителя Медины Джа’фара бин Сулеймана. Имама Малика связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем в такой степени, что уже не мог класть руки на грудь, совершая намаз, и таким образом он, по некоторым сообщениям, стал опускать руки во время молитвы. Имам Малик обычно воздерживался от того, чтобы выносить фатвы, если их испрашивали из отдаленных мест. Однажды к нему пришел человек, пробывший в пути около шести месяцев, и спросил мнение имама по правовому вопросу, и имам ответил: «Пожалуйста, скажи своим людям, что имам Малик сказал, что он не может ответить на этот вопрос». Ибн Аби Увайс рассказывал, как однажды имам Малик сказал ему, что иногда ему задают такие вопросы, что от волнения он не может ни есть, ни пить. Если кто-то поправлял его в каком-либо юридическом вопросе, имам обычно сразу же принимал эту поправку. Ему принадлежат такие слова: «Я — человек, и я ошибаюсь и говорю верно. Внимательно прислушиваетесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге (Корану) и сунне принимайте, а несоответствующие им отвергайте».

Величайшим свершением имама Малика была кодификация мединского фикха. Медина была центром, где во всех отраслях Исламского учения преподавали выдающиеся ученые и знатоки, которые изучали Коран, хадисы и принципы юриспруденции у Пророка, ﷺ, и его сподвижников. Сподвижники скончались один за другим, но знаменитые ученые таби’ины, то есть, поколение после сподвижников, еще жили в Медине при имаме Малике. Было семеро выдающихся таби’инов, которые стали центральными фигурами в фикхе и хадисах, и по всем правовым вопросам обычно обращались к ним. Двое из них — это Сулейман и Салим бин ‘Абдуллах. Сулайман был рабом Маймуны, матери мусульман и жены Пророка, ﷺ, а Салим был внуком ‘Умара и обучался у своего отца ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Эти таби’ины составляли консультативный совет, к которому обращались по всем вопросам, относящимся к Шариату. Мединский фикх, кодифицированный имамом Маликом, был результатом трудов этих благочестивых таби’инов, основанных на авторитете Пророка, ﷺ, и сахабов.

Другим достижением имама Малика является книга «аль-Муваттаъ». Это наиболее достоверная комплектация хадисов и некоторые их толкования, сделанные сахабами и таби’инами, по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. По этому «аль-Муваттаъ» начинается с салята (пяти ежедневных молитв), затем переходит к хадисам, касающимся остальных столпов Ислама, и далее к различным правовым аспектам, в том свете, как они отражены в предписаниях Пророка, ﷺ, и как их понимали и применяли сахабы и таби’ины. Стиль, которого придерживался имам Малик в своей книге, таков, что он помогает читателю понять, прежде всего, что именно по данному вопросу говорил Пророк, ﷺ. Неизменный обычай Малика начинать обсуждение правовой темы с цитирования соответствующего хадиса или прецедента, связанного с сахабами, и основанного на этих авторитетах, делает «аль-Муваттаъ» наиболее достоверной. Поэтому имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и был прав, говоря, что «не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха, более достоверная, чем книга Малика». В другом рассказе сообщается, что имам аш-Шафи’и сказал: «Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика». Еще в одном рассказе приводятся слова имама аш-Шафи’и, что «аль-Муваттаъ» — самая полезная книга после Корана. Авторитет имама аш-Шафи’и неоспорим, поскольку он также является имамом одной из школ Исламской теологии и юриспруденции (мазхаба). Имам Ахмад бин Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафи’и знал книгу Малика, в таких словах: «Я изучал «аль-Муваттаъ» под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафи’и потому, что он был среди них наилучшим.

Намерение имама Малика, как мы видим, состояло в том, чтобы утвердить верховенство подлинных хадисов и обычаев того времени, связанных с поколением Пророка, ﷺ, и поколением таби’инов. Этот человек хотел возродить обычаи сунны Пророка, ﷺ, и он провел всю жизнь, собирая хадисы и отбирая наиболее достоверные из них.

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Имам Малик ибн Анас умер 11 числа месяца Раби аль-Аууаль 179 года по хиджре, в возрасте 86 лет, и похоронен в Медине.
« Последнее редактирование: 31 Июля 2022, 18:11:17 от abu_umar_as-sahabi »
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн abu_umar_as-sahabi

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10989
Re: Малик бин Анас (93-179 г.м./712-795 г.м.)
« Ответ #1 : 18 Мая 2020, 13:26:48 »
🥀Сказал имам Малик:

"Истинно, обязанностью каждого требующего знаний является то, чтобы у него была богобоязненность, спокойствие, и солидность, и чтобы он следовал следам тех кто были до него"

📌Источник: "Хильятуль авлия", 6/234

t.me/poisk_znaniyy
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн abu_umar_as-sahabi

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10989
Re: Малик бин Анас (93-179 г.м./712-795 г.м.)
« Ответ #2 : 24 Ноября 2021, 02:15:55 »
Аиша бинт Саад Аль-Курашийа, шейха имама Малика, надёжная у Ибн Хаджара и Захаби. Передавала от Аишы
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.

Оффлайн abu_umar_as-sahabi

  • Модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10989
Re: Малик бин Анас (93-179 г.м./712-795 г.м.)
« Ответ #3 : 27 Июля 2023, 05:07:19 »
Имам ибн 'Абди-ль-Барр аль-Малики рассказывает о случае произошедшем с имамом Маликом (да помилует Аллах их обоих):

إِنَّ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عَبْدِ الْعَزِيزِ الْعُمَرِيَّ العابد كَتَبَ إِلَى مَالِكٍ يَحُضُّهُ عَلَى الانْفِرَادِ وَالْعَمَلِ، ويرغب به عن الاجتماع إليه في العلم، فَكَتَبَ إِلَيْهِ مَالِكٌ : إِنَّ اللَّهَ قَسَّمَ الأَعْمَالَ كَمَا قَسَّمَ الأَرْزَاقَ، فَرُبَّ رَجُلٍ فُتِحَ لَهُ فِي الصَّلاةِ وَلَمْ يُفْتَحْ لَهُ فِي الصَّوْمِ، وَآخَرَ فُتِحَ لَهُ فِي الصَّدَقَةِ، وَلَمْ يُفْتَحْ لَهُ فِي الصَّوْمِ، وَآخَرَ فُتِحَ لَهُ فِي الْجِهَادِ، ولم يفتح له في الصلاة، وَنَشْرِ الْعِلْمِ وتعليمه مِنْ أَفْضَلِ أعْمَالِ البرّ، وَقَدْ رَضِيتُ بمَا فُتِحَ الله لِي فِيهِ من ذلك، وَمَا أَظُنُّ مَا أَنَا فِيهِ بِدُونِ مَا أَنْتَ فِيهِ، وَأَرْجُو أَنْ يَكُونَ كِلانَا عَلَى خَيْرٍ وَبِرٍّ، ويجب على كلِّ واحدٍ منَّا أن يرضى بما قُسِمَ له، والسَّلام .

«'Абдуллах ибн 'Абди-ль-'Азиз аль-'Умари написал Малику письмо, побуждая его отстраниться от людей и усердствовать в совершении благодеяний, отдав этому предпочтение над нахождением вместе с людьми ради распространения знаний.

Тогда Малик написал ему в ответ:

Поистине, Аллах распределил деяния так же, как распределил удел.

Сколь же много людей, которым Аллах дал возможность совершать дополнительные молитвы, но не дал возможности поститься.

Сколь же много людей, которым Аллах дал возможность раздавать милостыню, но не дал возможности поститься.

Сколь же много людей, которым Аллах дал возможность сражаться с неверующими на Его пути,  но не дал возможности совершать дополнительные молитвы.

А распространение знания и обучение людей знаниям одно из лучших благочестивых дел. И я доволен теми деяниями, которые Аллах мне позволил совершать. И я не думаю, что мои деяния по степени ниже, чем твои. И я надеюсь, что каждый из нас совершает то, что является благом и благочестием. И каждый из нас должен быть доволен тем, что Аллах для него распределил. И да пребудет над тобою мир.»

см. «ат-Тамхид»
Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией, Мухаммадом, ﷺ, − как пророком, Каабой − как киблой, Кораном − как руководителем, а мусульманами − как братьями.