С. Р. Усеинова
ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСЛАМЕ
В статье предпринята попытка подробнее рассмотреть, в том числе на кон-кретных примерах, почерпнутых из средневековых сборников биографий, ка-ков был вклад женщин-ученых в формирование корпуса религиозных знаний и их передачу, насколько высок был их авторитет, каково их участие в процессе обучения и какие факторы могли способствовать образованию женщин. Акту-альность статьи заключается в том, что превратно понимаемая роль женщины в Исламе сегодня является источником конфликтов, а выработка более адекват-ного представления о ней может помочь их решению.
Ключевые слова: Женское образование в Исламе, мусульманские женщины-ученые, женщины-передатчицы хадисов, факиха, ‘алима, мухаддиса, роль жен-щины в Исламе.
Если бы все женщины были таковы, как та, о которой мы упомянули, Поистине, у женщин было бы преимущество перед мужчинами;
Ведь женский род — не порок для солнца,
Да и для месяца мужской род — не повод для гордости1
Абу-т-Таййиб ал-Мутанабби (ум. 354/965)
К написанию этой статьи меня подтолкнуло странное явление, наблю-даемое в классической востоковедной литературе. С одной стороны, ара-бистам доступны многочисленные источники, откуда можно почерпнуть довольно подробные сведения о женщинах-ученых в Исламе, и эти сведе-ния, можно сказать, витают в воздухе; с другой стороны, ни одного до-статочно ясного и полного изложения этого вопроса мне не встречалось2. Смею предположить, вопрос «Какова была роль женщин в средневеко-вой мусульманской науке?» многих может застать врасплох. Но какова бы ни была осведомленность об этом в научной среде, не вызывает со-
1 Это несколько искаженная цитата из элегии Мутанабби на смерть одной знат-ной дамы. В оригинале вместо закарна — факадна, но бейт распространен в таком виде. Слово «солнце» по-арабски женского рода, «месяц» — мужского.
2 Здесь и далее я касаюсь именно вопроса о женщинах-ученых, ýже — суннит-ских ученых и передатчицах хадисов. Таким образом, данная работа находится не-сколько в стороне от более общего вопроса о роли женщин в Исламе, трактуемого как в рамках академических исследований (здесь прежде всего следует рекомендовать прекрасную монографию А. Шиммель [Schimmel 1998], так и в рамках гендерных ис-следований, хотя имеет к нему непосредственное отношение.
© С. Р. Усеинова, 2015
60
мнений, что среди широкой публики, и в том числе современных мусуль-ман, она крайне низка. Это объясняется и редкостью или отсутствием научных и научно-популярных трудов (недостаток, который восполня-ется в представленной статье), и изменением социальных практик му-сульман, и некоторыми негативными тенденциями развития современ-ного Ислама. Так, в салафитском Исламе женщина как знаток религиоз-ных наук — явление, мягко говоря, малораспространенное, а для многих и малопредставимое. Известны случаи, когда студенты демонстративно покидали аудиторию, если на кафедру поднималась женщина (речь, ко-нечно, не о факультетах химии или социологии). Однако при ближайшем рассмотрении идея о том, что религиозные науки в мусульманском мире были и остаются прежде всего уделом мужчин, оказывается такой же без-основательной, как и многие другие идеи, которые возникают при объ-единении двух ключевых слов «женщина» и «Ислам», причем не только у несведущих европейцев, но и у большинства мусульман.
В статье я по необходимости кратко рассмотрю ряд вопросов, свя-занных с темой женщин-ученых в Исламе, и попытаюсь наметить на-правления для более подробных исследований, в которых ощущается потребность.
Прежде всего стоит выяснить, какова позиция Ислама по отноше-нию к образованию женщин, и прежде всего религиозному3. В отличие от вопросов брака, семьи, наследования и т.п., более подробно освеща-емых в Коране, этот вопрос в основном дебатируется на основании бо-лее общих фраз о положении мужчин и женщин, а также на основании многочисленных хадисов. По понятным причинам мы не можем вклю-чить в наше рассуждение всю массу существующих на эту тему хади-сов и относящихся к ним противоречивых мнений, скапливавшихся на протяжении веков. Ограничимся рассмотрением лишь одного широко известного хадиса: «Талаб ал-‘илм фарида ‘ала кулл муслим ва мусли-ма» (обычно переводится так: «Стремление к знаниям — долг каждо-го мусульманина и мусульманки»). Последние два слова — ва мусли-ма — часто отсутствуют при его цитировании. Хадис вызывал множе-ство вопросов у средневековых ученых и продолжает вызывать до сих пор. Следующее пояснение приводится на одном из Интернет-сайтов,
3 Об отношении Ислама к знанию в целом, а также о проблеме предпочтения ре-лигиозного знания светскому см.: [Роузентал 1978]. Следует также отметить харак-терную позицию ал-Маварди, выраженную в «Адаб ад-дунйа»: в многочисленных хадисах о приобретении знания имеется в виду именно религиозное знание [EI2 10: 802]. Заодно упомянем о том, что в раннем Исламе под ‘алимами понимались прежде всего как раз знатоки хадисов. Подробнее см.: [Cooperson 2004].
61
публикующих фетвы, в ответ на вопрос «Какое знание здесь имеется в виду — религиозное или светское?»4. Согласно сочинению «Файд ал-Кадир» ‘Абд ар-Ра’уфа ал-Мунави (ум. 1031 г. х.), по поводу истинности хадиса есть сомнения, хотя наиболее вероятно, что он относится ко вто-рому разряду (сахих ли-гайрихи); что касается слов ва муслима, то их, по мнению ас-Суйути, нет в хадисе, но это означает не то, что мусульман-ке стремиться к знаниям не надо, а то, что под словом муслим подраз-умеваются оба рода. Относительно того, какое знание имеется в виду, есть более 20 различных мнений, и предпочтительным оказывается то, что необходимо изучать лишь те основы веры, без которых не обойтись и которые являются фард ‘айн (индивидуальная обязанность каждого мусульманина)5. Кроме того, в зависимости от рода занятий каждому необходимо знать конкретные вещи (тут приводится пример торговца, которому надо знать, чем нельзя торговать, и т. п.).
Стоит отметить: ученые говорили не о том, что знания женщин должны быть ограничены этими сведениями, а о том, чтó выступает необходимым и достаточным минимумом. В целом же, несмотря на наличие некоторого количества хадисов, где умственные способности и роль женщин оцени-ваются отрицательно, консенсус факихов и ‘улама’, очевидно, сводился к тому, что получать знания женщине теоретически не предосудительно, тем более что хадисы, подкрепляющие такое суждение, тоже имеются.
Мы располагаем огромным количеством источников, которые свиде-тельствуют о том, что и на практике религиозное образование среди жен-щин было совершенно обычным делом. Занимались они, по-видимому, в основном теми науками, что назывались ‘улум ‘арабийа, в том числе языковыми, ýже — религиозными науками, и чаще всего — хадисами.
Остановимся подробнее на типах источников, откуда мы можем по-черпнуть информацию, касающуюся женщин-ученых. Прежде всего, это
4 Раздел «Фетвы» // Islamweb.net. — http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?pag e=showfatwa&Option=FatwaId&Id=11280. Формулировка вопроса посетителя сайта, как легко понять, обусловлена современными реалиями, а ответ (и наше исследова-ние) относится скорее к средневековому периоду.
5 Обратим внимание: для европейца «стремиться к знаниям» звучит благородно и не вызывает особых вопросов, при этом мало кто заметит расплывчатость этого требования. Однако для мусульманских ученых вопрос сложнее. Ведь талаб ал-‘илм на самом деле означает не абстрактное «стремление», а учебу, приобретение знаний. И если это фард, то ВСЕ мусульмане обязаны учиться. Сразу встает проблема практи-ческой невозможности выполнения рекомендации. Взамен нашего понимания «сле-дует стремиться к знаниям вообще, не быть невеждой!» факихи предлагают прак-тически применимые, соответствующие пониманию фуруд и их разновидностей ва-рианты. Таким образом, вполне прогнозируемо, что под обязательным для освоения знанием понимается знание об индивидуальных религиозных обязанностях.
62
биографические сборники (табакат), в том числе посвященные непо-средственно женщинам. Среди наиболее известных можно назвать в ка-честве примера «Табакат ан-ниса’» («Биографии женщин») Мухаммада Ибн Са‘да (ум. 230/845). Это сочинение составляет часть его большого труда «Китаб ат-табакат ал-кабир» («Большая книга разрядов»). В нем приводятся биографии жен Пророка, его дочерей, жен мухаджиров и ан-саров, многие из которых принимали деятельное участие в формиро-вании и передаче потомкам тех сведений, что в дальнейшем составили корпус сунны. Всего в труде Ибн Са‘да приведено около 600 имен жен-щин — это приблизительно 1/7 от общего количества упомянутых лиц (4250). Другое подобное сочинение — «Усд ал-габа» («Львы чащи») Ибн ал-Асира (ум. 630/1233).
Надо заметить, что перечисленные сочинения относятся к эпохе, на-зываемой садр ал-Ислам, когда само понятие науки и ученого еще не сло-жилось. Однако женщины той эпохи являют собой замечательный при-мер того, какую важную роль могли они играть в собирании и передаче знаний, — пример, который оправдывает и поощряет занятия женщин науками на протяжении всей истории Ислама. Жены Пророка, и пре-жде всего ‘А’иша, занимают почетное место среди хранителей преданий о нем. ‘А’ише принадлежит, по некоторым подсчетам, третье место по количеству переданных хадисов (всего 2210, слушали их около трехсот человек, в том числе 67 женщин). Множество хадисов передавали так-же от Умм Саламы, еще одной жены Пророка, описанной аз-Захаби как «одна из факихов (ж.р.) сахабов (ж.р.)». Число передающих от нее — око-ло 100 человек, в том числе 23 женщины. Всем известные имена дочерей выдающихся сподвижников Пророка — Асма’ бинт Аби Бакр, Джувай-рийа бинт ал-Харис, Хафса бинт ‘Умар, Зайнаб бинт Джахш и мн. др. — тоже следует упомянуть здесь.
Наглядный пример биографического сборника более поздней эпо-хи — известное сочинение Мухаммада ас-Сахави «Ад-Дау’ ал-лами‘ фи ахл ал-карн ат-таси‘» («Блистающий свет: [сведения] о тех, кто жил в IX в.»). Там приводится 1075 биографий женщин IX в., что занимает один из 12 томов этого объемного сочинения. 824 имени женщин — из-вестных передатчиц хадисов до III в. х. приведено у его учителя — Ибн Хаджара в «Такриб ат-Тахзиб», а нужно учесть, что данный труд пред-ставляет собой сокращенную версию его же «Тахзиб ат-тахзиб», в свою очередь сокращающей «Тахзиб ал-камал» Йусуфа ал-Миззи, в свою очередь сокращавшего «Ал-Камал фи асма’ ар-риджал» ал-Макдиси! Бóльшая часть женщин, о которых сказано, что они были учеными (‘али-мат), занимались передачей хадисов. Сведения о них иногда даются
63
отдельно от мужчин, а иногда и мужчин-ученых, и женщин-ученых помещают в общий алфавитный список6. Сочинений такого рода ве-ликое множество, перечислять их нецелесообразно. Серьезным под-спорьем исследователям, которые интересуются именно женщинами, упомянутыми в этом корпусе литературы (а также и в иных видах со-чинений), выступает составленный уже в XX в. многотомный справоч-ник «А‘лам ан-ниса’ фи ‘аламай ал-‘араб ва ал-Ислам» («Знаменитые женщины в мире арабов и Ислама»), автор которого — известный уче-ный ‘Умар Рида ал-Каххала7. Разумеется, далеко не все женщины, чьи имена приведены в справочнике, занимались какими-либо науками: словарь отмечает множество женщин-литераторов, женщин-благо-творительниц из знатных семей8, жен и дочерей правителей, так или иначе приобретших известность, и т. д. [Каххала, А‘лам].
Не менее, а возможно, и более информативны крайне популярные в средневековье сборники биографий учителей; составить такой сбор-ник считал своим долгом, кажется, каждый авторитетный ученый. Они носили характерные названия «Ма‘аджим аш-шуйух», «Маша’их», «Фа-харис» и т.п. Популярность этих сборников, которым, впрочем, уделено до сих пор недостаточное внимание исследователей [EI2 3:1021], объяс-няется просто: собственный авторитет ученого складывался в значи-тельной степени из суммы иджаз, за которыми шла настоящая охота (см. ниже), и авторитетов учителей. Можно упомянуть соответствующие сборники, принадлежащие ал-Мунзири, Ибн Хаджару ал-‘Аскалани, аз-Захаби, Ибн ал-Джаузи, ас-Суйути; в целом следует отметить, что чем больше учителей упомянуто, тем больше среди них женщин. Приведем лишь несколько примеров9.
6 Пример первого типа — ас-Сахави, второго — Ибн Хаджар [Сахави, Дау’; Ибн Хаджар, Дурар].
7 Ему принадлежит один из двух наиболее популярных арабских библиографиче-ских справочников XX в. — «Му‘джам ал-му’аллифин».
8 Было бы, вероятно, небесполезно провести подсчеты, сравнив приведенные данные с другими, касающимися мужчин, с целью выяснить соотношение между женщинами и мужчинами в некоторых сферах, но это, разумеется, задача отдельного исследования.
9 Большое количество таких примеров (с подробными списками учителей) со-брано анонимным автором весьма полезной статьи о женщинах-ученых на форуме ahlalhadeeth.com. — http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?t=165641. Выбо-рочная проверка источников показала, что цитаты из средневековых сочинений при-водятся автором с завидной точностью, и поэтому я считаю уместным использовать некоторые из них без дополнительного обращения к оригиналам. Следует, однако, отметить, что материалы, помещенные в Интернете и относящиеся к данной теме, нередко могут содержать неточности.
64
Тахира бинт Ахмад б. Йусуф ат-Танухийа, факиха, мухаддиса (ум. 436 г. х.) преподавала ал-Хатибу ал-Багдади (ум. 463/1071), автору знаменитого сочинения «Тарих Багдад». Ибн ал-Джаузи (ум. 597/1201), говоря о своих шейхах, упоминает трех женщин и приводит … по одно-му хадису от каждой из них. Известный египетский ученый-хадисовед XIII в., ал-Хафиз ал-Мунзири (ум. 656/1258) в сборнике своих учителей «Му‘джам шуйух ал-Мунзири» приводит список женщин, у которых он учился. Всего в списке названо семь преподавательниц из Египта, две из Дамаска, пять из Багдада, три из Исфагана, по одной из Нишапура, Хамадана и Харрана. Насколько можно судить из имен этих женщин, далеко не все они были дочерьми ученых (например, отец преподава-тельницы по имени Ни‘ма бинт ‘Али Йахйа ат-Таррах, вероятно, торго-вал одеждой).
Имам Шамс ад-Дин Мухаммад аз-Захаби (ум. 748/1348) в аналогич-ном «сборнике учителей» также приводит немало женских имен. Инте-ресно его упоминание об Умм Мухаммад Саййида бинт Муса б. ‘Усман ал-Маранийа ал-Мисрийа, ради встречи с которой он предпринял спе-циальное путешествие: «Я поехал было, чтобы встретиться с ней, но она умерла, когда я был в Палестине, в месяце раджаб 695 года (хиджры)». «Я очень стремился встретиться с ней, и отправился в Египет, распо-лагая сведениями о том, что она жива, а когда приехал туда, узнал, что она умерла десять дней назад, в пятницу шестого раджаба, когда я был в вади Фахма» [Захаби, Му‘джам].
Ученый-энциклопедист Джалал ад-Дин ас-Суйути (ум. 911/1505) также учился у многих женщин; в частности, одну из них, Умм Хани’ бинт ал-Хурини, он упоминает в своем сочинении «Бугйат ал-ву‘ат фи ахбар ан-нухат» («Сведения, которые нужно знать сознательным о грамматистах»). Наконец, упомянем ставшую уже, кажется, хрестоматийной историю
о том, как знаменитого суфия Мухйиддина Ибн ‘Араби (ум. 638/1240) вдохновило на создание сборника любовной лирики под названием «Тар-джуман ал-ашвак» («Толкователь страстей») его общение в Мекке с доче-рью уважаемого ученого Макин ад-Дина Абу Шуджа‘ Захира б. Рустама ал-Исфахани, которую звали Низам. Низам, по прозвищу ‘Айн аш-шамс ва ал-баха’, славилась своей набожностью, аскетизмом и красноречивы-ми проповедями. Она училась у отца и тетки, Фахр ан-ниса’ бинт Рустам, от которой Ибн ‘Араби также получил иджазу [Ибн ‘Араби, Тарджуман: 3]. Итак, можно считать вполне установленным фактом, что в числе учи-телей большинства тех, кто впоследствии приобрел славу известнейших ученых Ислама, находилось немало женщин; и тут же следует отметить,
что все они отзываются о них с большим почитанием.
65
Помимо биографических сборников и сборников учителей не стоит упускать из виду и такой источник информации, как анекдоты и забав-ные истории, разбросанные в адабных антологиях, а иногда заполняющие сплошь собой те же биографии знаменитых мужей (и жен). Несмотря на то что рассказы эти носят развлекательно-шутливый характер, они, на мой взгляд, вполне могут привлекаться как дополнительное свидетель-ство того, что женщины не хуже мужчин справлялись с освоением рели-гиозных наук. Приведем два небольших примера, повествующих о доче-рях, набиравшихся знаний от отцов и выступавших их хранителями:
«Рассказывают о дочери Са‘ида б. ал-Мусаййиба10 (да будет дово-лен Аллах ими обоими!), что когда вошел к ней ее муж, а он был одним из учеников ее отца, и когда утром он взял свою верхнюю одежду и за-хотел выйти, жена его спросила: “Куда ты собрался?” — “На маджлис Са‘ида, учиться его знаниям”, — ответил тот. “Садись, я научу тебя зна-ниям Са‘ида!” — был ответ».
«Рассказывают еще со слов имама Малика11 (да помилует его Аллах!), что когда читался ему “ал-Муватта’ ”, то если читающий неправильно произносил какое-то слово, или добавлял от себя, или пропускал, тогда его дочь [, находящаяся в соседней комнате,] стучала в дверь, и ее отец говорил читающему: “Повтори снова, ты ошибся!”, и тот возвращался к прочитанному и обнаруживал ошибку»12.
Осветим, насколько возможно, вопрос об обучении женщин с техни-ческой стороны. Сведения об этом у средневековых авторов, к сожалению, скудны13. Европейские ученые как будто мало интересовались этим во-просом. Вот характерная цитата из «Истории арабов» Ф. Хитти о женском образовании вообще: «Girls were welcome to all the religious instruction in the lower grades of which their minds were capable, but there was no special de-sire to guide them further along the flowery and thorny path of knowledge. For after all was not the centre of a woman’s sphere the spindle?»14 [Hitti 1967: 408].
10 Са‘ид б. ал-Мусаййиб — известный ученый, знаток преданий из поколения таби‘ин (ум. 94/715).
11 Основатель маликитского мазхаба, Малик б. Анас (ум.179/795). «Ал-Муватта’» — его знаменитое сочинение по хадисам.
12 Форум ahlalhadeeth.com. — электронная версия, см. сн. 9.
13 Мой собственный опыт изучения источников показывает, что вопросы обу-чения женщин то ли освещались неохотно, то ли авторы не видели необходимости специально их комментировать. Однако источников много, и лишь малая часть их изучена, поэтому ни о каких окончательных выводах речь идти не может.
14 Снисходительно-поверхностное отношение автора к предмету вполне очевид-но, а сама фраза может создать у читателя, не знакомого с источниками, впечатление, что никаких женщин-ученых в Исламе не было и быть не могло.
66
Начальным этапом и низшей ступенью религиозного образования был куттаб. Статья о нем в «Энциклопедии Ислама» сообщает, что «маль-чики составляли подавляющее большинство учеников куттаба, а девочки если вообще и учились, то отдельно (хотя случаи совместного обучения тоже отмечались, в основном в Индии и Иране)» [EI2 5: 568]. Следующим официальным этапом было обучение в религиозной школе (мадраса). Здесь Й. Педерсен, автор обширной статьи на эту тему, сообщает лишь, что «в исключительных случаях мы видим упоминания о студентах-жен-щинах; одна из них входила в маджлис аш-Шафи’и, как указано в “Хусн ал-Мухадара”15. В ранние века это наверняка не было необычным делом (it cannot have been unusual), поскольку об этом несколько раз упомина-ется в хадисах, которые предусматривают специальные дни для женщин (ал-Бухари, ‘Илм, главы 32,36,50)» [EI2 5: 1123–1134].
Таким образом, хотя нигде особо не оговаривается запретность для женщин каких-либо стандартных действий, связанных с образованием, но общая практика изоляции женщин неминуемо должна была быть тут препятствием; а как оно преодолевалось, никого из рассказчиков не ин-тересует. Наблюдается парадокс: с одной стороны, о роли женщин-уче-ных пишут и освещают данную тему специально, причем ясна авторская установка на просвещение (чему не приходится удивляться, учитывая общий уровень знаний об этом)16; освещение проблемы создает отчет-ливое ощущение, что женщина в роли ученого — нечто необычное. А с другой стороны, в тех источниках, откуда мы черпаем информацию о наличии таких женщин, их заслугах, их учителях и учениках, их годах жизни и сочинениях, ничего не сказано о том, как они стали учеными и как преодолевали вышеупомянутые трудности, и никакого удивления по этому поводу не высказывается.
На начальном этапе представляется, что наиболее вероятный ответ на этот вопрос — частное обучение, приглашение преподавателей на дом, посещение маджлисов и сама‘ ученых на дому17. Взаимодействие осуществлялось через барьер (занавеску): таким образом преодолевал-ся запрет на нахождение в одном помещении посторонних мужчины и женщины. Сведения об обучении и соответственно преподавании
15 Известное сочинение ас-Суйути.
16 В качестве примера можно привести вопрос на форуме (задан в 2009 г.): «Были ли женщины-мухаддисы? И как это могло быть?» Помимо очевидных ответов (были, читать там-то) мы видим и такое восклицание: «Как много их было раньше! И как мало их сейчас! Хотя в Шинките они все еще есть!..»
17 Сама‘ в этом случае — один из принятых способов передачи хадисов, наряду с кира’а и иджаза.
67
женщин в публичном пространстве имеются, но их слишком мало, что-бы делать уверенные заявления на этот счет18. Полагать, будто женщины никогда не покидали пределы своих домов, также, очевидно, ошибочно. Упомяну в связи с этим отдельную интересную проблему, которую нет возможности здесь исследовать подробнее: женские обители. На каком основании женщины там поселялись? Кто отвечал за их поведение? Тре-бовалось ли для этого согласие родителя или опекуна (вали)? Были ли это независимые вдовы, вольноотпущенницы, женщины из низших сло-ев? Кто и как становился во главе обителей (рибатов)19? Об одной такой женщине, Зайн ал-‘Араб бинт ‘Абд ар-Рахман б. ‘Умар (ум. 704 г. х.), воз-главлявшей рибат бинт ас-Саклатуни, а незадолго до смерти — рибат ал-Харамайн в Мекке, упоминает Ибн Хаджар [Ибн Хаджар, Дурар 2: 247]20. Итак, по-видимому, учились прежде всего женщины, которых под-талкивали к этому и предоставляли такую возможность отцы, братья, реже — мужья-ученые. Насколько далеко они могли продвинуться в своих занятиях, также, по-видимому, зависело от благосостояния и ав-торитета семьи, хотя немногие сообщения о карьере женщин-ученых, содержащие хоть какие-то подробности на этот счет, опять-таки не по-зволяют сделать надежные выводы. В любом случае ситуации могли быть разными. В связи с вышесказанным приведем один расширенный
пример из биографии уже упоминавшегося нами Ибн Хаджара.
Ал-Хафиз Абу-л-Фадл Шихаб ад-Дин Ахмад б. ‘Али Ибн Хаджар ал-‘Аскалани (ум. 852/1449), прозванный «последним повелителем право-верных в науке хадисов», автор более пятидесяти книг, в том числе «Фатх ал-Бари» («Помощь Создателя»)21, непревзойденного комментария
18 На форумах, цитированных выше, содержатся утверждения о том, что у некото-рых женщин-ученых были свои «кружки» (халка) в больших мечетях, и ученики съез-жались к ним издалека, а кроме того, многие женщины усердно путешествовали в по-исках знаний. Последнее утверждение находит обоснование в биографии женщины-поэта и автора религиозных и суфийских сочинений знаменитой ‘А’иши ал-Ба‘униййи (ум. 922/1516), вышедшей из семьи нескольких поколений известных ученых и жены авторитетного ученого Шихаб ад-Дина Ахмада ал-Касталлани (ум. 93/1517). О ней см.: [EI2 1: 1109–1110], а также недавно опубликованное исследование Т.Э. Хомерина. Однако в целом конкретных подтверждаемых источниками примеров пока слишком мало, чтобы понять, в какой степени они были исключением из правил.
19 Попытка найти сведения об этом вопросе у Тримингэма [Тримингэм 1989] ни к чему не привела: единственное релевантное замечание на с. 188–189 не проливает света на проблему.
20 Также у аз-Захаби в «Му‘джам аш-шуйух».
21 Ас-Сахави в «Джавахир» насчитывает более ста работ. Что касается «Фатх ал-Бари», это название переводят по-разному, понимая фатх и как «победу», и как «Судный день»; мне представляется наиболее подходящим «дар» или «помощь», от значения глагола фатаха ‘ала и конкретно фразы фатаха-Ллаху ‘алайка.
68
к «Сахиху» ал-Бухари и одного из лучших шархов к ал-кутуб ас-ситта вообще, и сегодня считается одним из наиболее авторитетных ученых Ислама. Он родился в 773/1372 г., рано потерял родителей, воспитани-ем и образованием его занимались родственники. Несмотря на сирот-ство, Ибн Хаджар достиг высочайшего положения, много лет занимал важные должности и удостоился всевозможных почестей. Среди его учителей, как сообщает он сам, в частности, в своей книге «ал-Муджма‘ ал-му’ассас ли-л-му‘джам ал-муфахрас», было множество женщин [Ибн Хаджар, Муджма‘ passim]; некоторые из них сами были ученицами зна-менитых преподавательниц. Например, ‘А’иша бинт Мухаммад б. ‘Абд ал-Хади, обладавшая большим авторитетом в хадисоведении и имев-шая много учеников; ее учителями были две мухаддисы: Ситт ал-фукаха’ бинт ал-Васити и Зайнаб бинт ал-Камал [Ибн Хаджар, Муджма‘ passim]. Он упоминает множество сама‘, в которых он принимал участие вместе с женщинами. Одну из них, ‘А’ишу бинт ‘АбдАллах ал-Халабийю, он на-зывает также автором книг (мусаннифа).
Ибн Хаджар уделял значительное внимание обучению своих жен и до-черей хадисам, и немало женщин из его семьи достигли успехов в этой науке. Сестра его, Ситт ар-ракб бинт ‘Али б. Мухаммад б. Хаджар ал-‘Аскаланиййа (ум. 798 г.х.), умела читать и писать и была необыкновенно умна. Ученый называл ее своей «матерью после матери» и составил спи-сок ее учителей и иджаз, полученных в Мекке, Дамаске, Баальбеке и Ка-ире. Она обучалась каллиграфии, знала наизусть бóльшую часть Корана, много читала22 и весьма во всем этом преуспела. Брат очень уважал и це-нил ее и сочинил на ее смерть элегию. О подробностях ее образования и достижений, о ее муже и детях сообщает нам ас-Сахави (ум. 902 г.х.). Он упоминает, что у нее была дочь по имени Моз (ум. 850 г.х.), учившая-ся у своего дяди Ибн Хаджара, а у нее учился он сам. Она умерла еще при жизни дяди [Сахави, Джавахир].
Жена Ибн Хаджара, Анас Хатун, дочь кади Карим ад-Дина ‘Абд ал-Карима б. ‘Абд ал-‘Азиза, занимавшего должность назир ал-джайш, так-же была преподавателем хадисов. Муж позаботился о том, чтобы она училась у одного из его собственных учителей — знаменитого шейха ‘Абд ар-Рахима ал-‘Ираки (ум. 806/1403), обладавшего почетным титу-лом хафиз ал-‘аср, — и способствовал получению ею иджаз от многих других приглашенных учителей, причем не только тех, кто жил в Егип-
22 Здесь и ниже можно допустить более специфические значения кара’а и катаба: кира’а и китаба были известными способами ривайи, т.е. передачи хадисов. В более широком смысле кира’а — способ передачи знаний, когда студент зачитывает вслух текст в присутствии преподавателя, который исправляет ошибки.
69
те, но также сирийцев, мекканцев и йеменцев. При жизни мужа Анас была очень известной передатчицей, между ними, по словам биогра-фов, существовало большое взаимное уважение. Она передавала ха-дисы в присутствии мужа, и у нее обучались многие достойные люди. По случаю окончания «курса» она устраивала праздники, где раздавали фрукты и сладости (эти праздники проходили в присутствии Ибн Хад-жара и были весьма популярны), а всех желающих учиться принимала с почтением. Тот же ас-Сахави составил сборник из сорока хадисов от сорока разных шейхов в ее передаче и прочел его ей [Сахави Дау’ 11: 11; Сахави, Джавахир].
У Ибн Хаджара было несколько дочерей, и всем им он стремился пре-подать знания. Так, для своей старшей дочери Зайн Хатун (ум. 833 г.х.) он начал собирать иджазы с первого года ее рождения23, а когда она под-росла, учил ее у своих шейхов: ал-‘Ираки и ал-Хайсами. Он тоже привел ее к известному ученому Ибн Хатибу Дарийа (ум. 811 г.х.). Она выучи-лась читать и писать24. Сама она не была известна как передатчица ха-дисов, возможно, потому, что достаточно рано умерла, но сын ее, Йусуф б. Шахин, известный как Сибт25 Ибн Хаджар, впоследствии много сделал для сохранения дедовского наследия.
Фарха (ум. 828 г.х.) получала иджазы вместе с матерью, отец отправ-лял ее к своим собственным учителям. Еще две рано умершие дочери, Фа-тима и ‘Алийа (обе умерли от чумы в 819 г.х.), тоже успели получить ряд иджаз. Наконец, еще об одной дочери Ибн Хаджара, Раби‘и (ум. 832 г.х.), известно, что отец отвел ее для получения сама‘ к ал-Мараги во время путешествия в Мекку в 815 г.х., и у нее были иджазы от множества си-рийских и египетских ученых.
Отметим, что Ибн Хаджар, непререкаемый авторитет в области ха-дисоведения и религиозных наук в целом, при желании, вероятно, мог бы прекрасно обосновать ненужность или даже вред «излишнего» обу-чения для женщин с помощью соответствующих хадисов (несомненно,
23 Хотя многие ученые (например, имам аш-Шафи‘и) относились к этому явле-нию негативно, получение иджаз без прохождения реального обучения и даже не встречаясь с учителем было весьма распространено. Для этого был специальный тер-мин: истаджаза (лаху) мин фулан. Иногда их получали даже до рождения ребенка, часто задолго до того, когда он достигал подходящего для обучения возраста. В связи с тем, что (как было отмечено выше) от количества иджаз зависел авторитет, такая охота за ними неудивительна. В то же время это не означало, что получавшие по-добные почетно-подарочные иджазы люди не обладали реальными знаниями. Таких иджаз могло быть много и у больших ученых.
24 См. сноску 22.
25 Ар. внук по материнской линии.
70
имелись и мнения ученых, на которые он мог бы сослаться). То, что он действовал прямо противоположным образом, конечно, объясняется его личным характером, воззрениями и жизненными обстоятельствами, но, учитывая его весьма суровую репутацию26, полагаю, что мы можем рассматривать приведенное описание как весьма значимое подтвержде-ние того, что отношение к женскому образованию в среде ‘улама’ было преимущественно положительным. У этого положительного отношения должны были иметься некие причины, как внутренние так и внешние. Каковы могли быть эти причины?
Во-первых, обучение девочек наверняка обусловлено известным явлением «династийности» в среде ‘улама’, находящим основание в об-щей культурной тенденции. Если сформулировать это еще проще, люди, жившие в средневековом мусульманском обществе, хотели, чтобы их дело было продолжено, а место в жизни занято их сыновьями, и многие более широко мыслящие ученые не против были при необходимости за-менить сыновей дочерьми. Во-вторых, положение ‘улама’ в средневеко-вом обществе было крайне важным и значительным.
«Политические неурядицы 4/10 и 5/11 вв. немало способствовали консолидации власти ‘улама’, которые совместно с другими городски-ми элитами играли важную роль в жизнедеятельности мусульманских городов. К середине 5/11 в. ‘улама’, бывшие до того прежде всего рели-гиозной элитой, стали также элитой общественной и политической. Во многих городах семьи ‘улама’ объединялись с семействами землевла-дельцев, чиновников и торговцев, обеспечивая стабильное управление жизнью городов на протяжении многих поколений» [EI2 10: 803]. Знание, как утверждает и Ф. Роузентал, транслируется во власть [Роузентал 1978: 312–323]. И у нас имеются примеры того, что не только факихи-мужчи-ны, но и женщины могли обладать заметным влиянием и пользоваться авторитетом правителей. Как минимум, наличие образования у дочери ‘алима позволяло, вероятно, поддерживать престиж семьи, а также могло способствовать ее более выгодному браку.
Многие ученые, учившие дочерей, вероятно, согласились бы и с на-ставлением халифа ‘Абд ал-Малика сыновьям: «Приобретайте знание, потому что <…> если вы принадлежите к среднему слою, вы станете господами. А если вы люди простые, оно поможет вам заработать на жизнь» [Роузентал 1978: 317]. Мы встречаем в источниках указание на
26 Ибн Хаджар резко осуждал суфиев — последователей Ибн ‘Араби, осуждал «чрезмерное» почитание могил шейхов и в целом не был известен либеральными взглядами.
71
то, что у некоторых женщин, преподававших хадисы и другие науки, были и дополнительные способы зарабатывать (такие, например, как шитье или торговля)27. С другой стороны, хотя об этом не говорится прямо, очевидно, что преподавание могло также быть источником до-хода, пусть и скромным. Все эти причины, более или менее практичные, должны были, конечно же, объединяться и с идеалами и установками средневекового Ислама, где ценность знания вообще и религиозного знания в частности была очень высока и постоянно подтверждалась и ретранслировалась в самых разных сочинениях. Полагаю, эта отли-чительная особенность арабо-мусульманской культуры и цивилизации слишком хорошо известна, чтобы требовались дополнительные пояс-нения.
Мы специально остановились на наиболее многочисленной катего-рии женщин-ученых, так как ставили задачу найти не блестящие исклю-чения из правила «наука для мужчин», а рассмотреть вполне массовое явление. Заключением для нашего краткого обзора вопросов, связанных с деятельностью женщин-ученых и передатчиц хадисов, могут быть ча-сто цитируемые слова Мухаммада аш-Шаукани (ум. 1250/1839) из его сочинения «Найл ал-аутар» («Достижение желаний»): «Не случалось та-кого, чтобы ученый отвергал сообщение женщины потому, что она жен-щина; ведь сколько же хадисов получила община мусульман, принимая свидетельства одной из женщин-сахабов! И этого не станет отрицать ни один из тех, кто хоть что-то знает о сунне».
В наше время, когда проблемы, связанные с радикализацией Ислама, угрожают всему миру, особенно важно иметь верное представление о на-следии мусульманского средневековья, поскольку там мы можем найти множество вдохновляющих примеров для сегодняшнего дня; именно поэтому изучение затронутых здесь проблем актуально, и хочется на-деяться, что оно будет продолжено.