Американское влияние на политику Индии с целью противостояния Китаю
Вопрос:
07.04.2014 в Индии стартовали всенародные выборы, которые будут продолжаться до 12.05.2014, а их результаты будут объявлены 16.05.2014. Соперничество на этих выборах проходит между двумя большими политическими партиями: это связанная с Америкой Индийская народная партия Бхаратия джаната (БДП) вместе со своей коалицией и лояльная к англичанам партия Индийский национальный конгресс. Индийский национальный конгресс, вернувшись во власть в результате победы на выборах в 2004 году, демонстрирует медлительность в отношениях с Соединенными Штатами по причине своей привязанности к Великобритании и проявляет опасения в вопросах противостояния Китаю.
Вопрос: Какова степень влияния Америки на политику Индии в плане противостояния Китаю? Какова связь этого со стратегией Америки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, активизацией ею Австралии и Японии для их вхождения в конфронтацию с Китаем? Как сильно на эту политику будет влиять присутствие во власти той или иной правящей партии: Индийской народной партии или Индийского национального конгресса? Способна ли Индия противостоять Китаю? Каким выглядит баланс сил между Китаем и Индией?
Ответ:
Ответ на эти вопросы становится понятным с обзором следующих аспектов:
1. Америка действует для окружения Китая посредством соседних стран в Тихоокеанском регионе, особенно в районах Восточно-китайского и Южно-Китайского морей. С этой целью она основывает различные союзы и блоки, укрепляет отношения с находящимися в этом регионе странами. Это началось более десяти лет назад, а серьезную форму все это приняло, когда Америка поняла, что ее политика по сдерживанию Китая достигла предела и большего в этом она уже ничего сделать не может. Америка сблизилась с Китаем, введя его во Всемирную торговую организацию (ВТО), вследствие чего произошел рост торговых отношений с Китаем, а стратегический диалог между двумя странами уже не был таким чувствительным как раньше. Тем не менее, Китай, согласно этой политике, не оказался под влиянием Америки и даже не стал ее союзником. Америка не смогла ограничить амбиции Китая по установлению им своего господства в регионе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, который является важным, жизненно необходимым и судьбоносным регионом для Китая. Китай остался государством, которое защищает свою целостность и независимость как крупное региональное государство, работающее над укреплением своей военной и экономической мощи, начав использовать свою экономический аспект не только для получения прибыли, но и для оказания политического влияния в некоторых областях. Он работает над усилением своего влияния в своем регионе, что входит в противоречие с американской политикой и ставит под угрозу американское влияние. Китай имеет территориальные претензии, которые выражаются в намерении контролировать свой жизненно важный регион и нежелании замыкаться в пределах собственных границ как экономически крупное государство. Америка также считает регион двух китайских морей важным для себя регионом, так как по причине своего высокомерия не довольствуется лишь тем, чтобы быть региональным государством в пределах Северной и Южной Америки. Она считает весь мир своим регионом! Поэтому Америка теснит Китай в его регионе, расширяя свое международное доминирование. Таким образом, политика сдерживания путем сближения с Китаем в торговых отношениях и стратегических диалогах, не смогла заставить Китай оказаться под влиянием Америки, и даже стать, в известном смысле, ее союзником. Более того, его региональная политика стала беспокоить Америку. Политика сдерживания сама по себе оказалась неэффективной и Америка начала разрабатывать свой новый план касательно Азиатско-Тихоокеанского региона, согласно которому в этом регионе должно сосредоточиться около 60% военно-морских сил США. При этом продолжает действовать и прежняя американская политика по окружению Китая путем его занятия проблемами в своей региональной сфере. Америка сосредоточила свои усилия на активизации стран региона для их участия в этой политике окружения, и те страны, которые могут наиболее эффективно влиять в рамках этой политики это три страны: Индия, Япония и Австралия.
2. Что касается Индии, то она имеет общую с Китаем границу протяженностью в 3488 км и между двумя странами существуют нерешенные проблемы границ. На протяжении четверти века проводятся периодические раунды переговоров, последним из которых был четырнадцатый по счету раунд переговоров по демаркации границы между двумя странами. После этого переговоры прекратились. 15.04.2013 произошел инцидент, когда китайские солдаты штурмовали границу с Индией и, войдя на ее территорию в области Ладакх, установили там палатки. Спустя три недели они отошли на китайскую сторону, проведя тем самым своего рода операцию по демонстрации силы, чтобы послать Индии «месседж» о том, что Китай готов пересечь границы и начать с ней войну. Это однажды уже произошло в октябре 1962 года, когда китайская армия начала наступление на северо-восточный регион Индии Аруначал-Прадеш и изгнала оттуда индийский войска. Спустя месяц после этой операции китайские силы совершили второе нападение на индийские территории, когда было убито около 2000 индийцев. Этот момент по-прежнему остается нерешенным и называется «линией фактического контроля». Являясь камнем преткновения между двумя странами, он образует постоянную напряженность. Поимо этого на границе Индии существует напряженность, связанная с проблемой Тибета, который был оккупирован Китаем в 1950 году. Индия и Америка сотрудничают в разжигании этой проблемы, принимая под свою опеку буддистов этого района и их лидера Далай-ламу, для которого Индия учредила Центральную тибетскую администрацию как правительство в изгнании. Все эти факторы создают постоянную и не спадающую напряженность в отношениях между Индией и Китаем.
3. Америка пыталась использовать эти напряженные отношения между Китаем и Индией, подталкивая Индию к противостоянию с Китаем или обострению проблем между ними с той целью, чтобы озадачить Китай этим вопросом. Однако Индия опасается территориальной конфронтации с Китаем, и об этом свидетельствуют имевшие место агрессивные китайские посылки на окраинах Индии. Поэтому Америка нуждалась в различного рода подстрекательствах для Индии, чтобы побуждать ее к постоянным действиям, направленным на то, чтобы беспокоить Китай и занимать его приграничными проблемами. Для этого Америка заключила стратегическое партнерство с Индией, а также подписала соглашение о ядерном сотрудничестве между двумя странами. Кроме этого Соединенные Штаты подписали с Индией ряд соглашений в сфере экономики и безопасности. В 2005 году было заключено оборонное соглашение, а в 2008 году соглашение о мирном ядерном сотрудничестве. Все это расширяет спектр сотрудничества по безопасности между двумя странами. В результате всего этого обе страны в настоящее время участвует в беспрецедентных совместных военных учениях, а закупки Индией крупных партий американского вооружения продолжают расти. Когда в конце декабря 2009 года начальник штаба индийской армии генерал Дипак Капур заявил: «Индийская армия должна готовиться к тому, чтобы вести войну на два фронта» (агентство «Аль-Иктисадия» 15.02.2010), Америка оказала давление на Пакистан, чтобы он сократил свои силы на восточном фронте с Индией и сконцентрировался на западном фронте для борьбы с моджахедами, воюющими с Америкой в Афганистане и в племенных районах. Все было сделано для того, чтобы Индия сосредоточилась на северном фронте с Китаем. Также Соединенные Штаты увеличили торговый обмен с Индией. За последние пять лет резко выросли объемы американского экспорта в Индию по сравнению с любым другим государством. По оценкам Конфедерации индийской промышленности в течение ближайших шести лет товарооборот между двумя странами в сфере услуг, по всей вероятности, с 60 млрд. долларов достигнет отметки свыше 150 млрд. долларов. Тем не менее, Индия крайне опасается территориального конфликта с Китаем и, кроме того, правители Индии из партии Национальный конгресс больше лояльны к Великобритании, нежели к Америке, и они не готовы идти на авантюру в проигрышном противостоянии с Китаем ради интересов Америки.
4. Америка усмотрела, что внимание Индии приковано к восточному тихоокеанскому региону в Южно-Китайском море и стала провоцировать ее имеющимися там нефтегазовыми ресурсами, чтобы Индия начала соперничать из-за них с Китаем и противостоять ему в рамках Азиатско-Тихоокеанской стратегии Америки. Так и произошло, Индия договорилась с Вьетнамом начать разведку нефти и газа в Тихом океане у спорных с Китаем островов Спратли. Вслед за этими событиями пресс-секретарь китайского МИДа Лин Вэйминь заявил: «Мы надеемся не увидеть иностранные силы в Южно-Китайском море, как и не хотим видеть участия иностранных компаний в действиях, нарушающих суверенитет Китая, его права и интересы» («Ближний Восток» 28.11.2011). Американские попытки, направленные на поощрение Индии к тому, чтобы она двигалась к этому региону, получили свое продолжение. Вице-президент США Джозеф Байден перед тем как 22.07.2013 совершить визит в Индию, предварительно подстрекая Индию к действиям в направлении восточной части Тихого океана, сделал в Вашингтоне ряд заявлений. Он сказал: «Индия все пристальнее смотрит на восток как силы для безопасности и развития, и такая новость, конечно, находит у нас приветствие». Также он сказал: «Мы приветствуем участие Индии в регионе и приветствуем ее усилия по разработке новых связей в области торговли и транспорта на суше и на море» («IIP Digital» 23.07.2013). За месяц до этого 24.06.2013 Керри имел встречу со своим индийским коллегой Шри Салман Хуршидом в Нью-Дели, и они приняли участие в четвертом раунде стратегического диалога между США и Индией. Оба подтвердили свое общее видение мира и стабильности в Азии, в Индийском и Тихом океанах, отметили о своем дальнейшем укреплении региональных контактов и подтвердили важность морской безопасности («IIP Digital» 24.06.2013). Все это наглядно демонстрирует интерес Америки в подталкивании Индии на восток в Тихом океане, а точнее в Южно-Китайском море. Однако Индия не продемонстрировала нужную для Америки реакцию в течение двух лет, которые прошли после принятия США своего нового плана по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Это связано с причинами, которые касаются политики правящей партии Национальный конгресс, проявляющей лояльность к Великобритании, а также из-за опасения Индии входить в конфронтацию с Китаем.
5. Что касается Австралии, то США активизируют роль этой страны, находящейся под американским влиянием, и укрепляют сотрудничество с ней в области экономики и безопасности с целью противостояния Китаю в рамках американского Азиатско-Тихоокеанского плана. С этой целью официальные лица США на самом высоком уровне, в частности бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон, бывший министр обороны Леон Панетта и начальник штаба Мартин Демпси, находились в Австралии, в городе Перт, и встречались со своими австралийскими коллегами. Тогда при запуске Азиатско-американского центра в Университете Западной Австралии в городе Перт Клинтон заявила: «Австралия представляет стратегическую точку пересечения двух больших океанов: Индийского и Тихого, которые обеспечивают ворота для активной торговли и перекресток энергопоставок во все части мира». Она сказала: «Неслучайным является такой рост иностранных инвестиций в Австралию, в том числе более 100 миллиардов долларов со стороны США, потому что эти воды все больше и больше оказываются в центре мировой экономики и представляют собой ключевую точку концентрации расширяющегося американского участия в регионе, которую мы иногда называем нашей осью к Азии». Также она сказала: «Соединенные Штаты никогда не оставят Азиатско-Тихоокеанский регион. Соединенные Штаты по-прежнему являются силой в Тихом океане и останутся здесь». Также она подчеркнула: «Образ мышления Соединенных Штатов касательно Азиатско-Тихоокеанского региона и районов, расположенных между Индийским и Тихим океанами, будет иметь решающее значение для будущего Австралии и США» («IIP Digital» 15.11.2012). В этом центре Хилари Клинтон упомянула также об американском взгляде на Индию и о том, чего желает от нее Америка. В частности она сказала: «К стратегическим приоритетам США относится поддержка политики Индии в направлении востока и поощрение Нью-Дели в том, чтобы Индия играла более важную роль в азиатских делах и организациях». Она сказала: «Соединенные Штаты приветствуют совместные военно-морские учения между Австралией и Индией в будущем, и настроены на совместную работу с Ассоциацией регионального сотрудничества стран Индийского океана (АРСИО), которую в 2013 году будет возглавлять Австралия. США присоединились к ним в качестве партнера в диалоге» (предыдущий источник). Эти идеи показывают американский образ мышления касательно данного региона. Америка хочет использовать Австралию в качестве результативного элемента в ответ на китайскую активность в регионе. Америка не смогла реализовать свои цели посредством Индии, которая граничит с Китаем по суше, и добивается от Австралии участия вместе с Индией в освоении вод Южно-Китайского моря. Австралия подходит для реализации политики США больше, чем Индия, поскольку является западным государством, которое исповедует идеологию капитализма и стремится к колониализму, как любое другое государство на Западе. Поэтому Австралия участвует с Америкой в колониальных войнах, как и участвовала в этом ранее с Великобританией. Она и сегодня продолжает такое участие с этими двумя государствами, потому что находится под их влиянием.
6. Что касается Японии, то Соединенные Штаты работают над укреплением своей силы в Японии и предоставлением ей большей роли в защите региона от Китая. 06.04.2014 США заявили об отправке в Японию дополнительных кораблей противоракетной обороны, как об этом указано в заявлении министра обороны США Чак Хейгела: «В 2017 году Соединенные Штаты отправят в Японию два дополнительных эсминца, оснащенных системами ПРО, и это будет ответом на провокации со стороны Северной Кореи, которая выступила с угрозами проведения нового вида ядерных испытаний». Он предупредил Китай о злоупотреблении им своей большой силой, заявив: «Крупные державы не должны использовать принуждение и запугивание, так как это может привести к конфликтам». Он также сказал, что хочет «провести переговоры с Китаем об использовании им своей военной силы и поощрении прозрачности» («Reuters», 06.04.2014). Он также отметил о том, что сделала Россия в Крыму, предупреждая тем самым Китай, который сделал подобное в спорных с Японией островах и сказал: «Вы не можете перекраивать границы, нарушать территориальную целостность и суверенитет государств силой, принуждением или запугиванием, будь то небольшие острова в Тихом океане либо крупные государства в Европе». Также он сказал: «Я буду говорить с китайцами еще об одном аспекте – это уважение к своим соседям. Принуждения и запугивания являются весьма губительным фактором, который может привести лишь к конфликту». Американский министр встретился на прошлой неделе с министрами обороны стран Юго-Восточной Азии, где предупредил о растущей озабоченности США в Южно-Китайском море («Reuters», 06.04.2014). Информационное агентство «Киодо» 05.04.2014 сообщило следующее: «Ожидается, что министр обороны США и министр обороны Японии Ицунори Онодэра обсудят вопрос о том, чтобы разрешить Японии осуществлять свое право на самооборону путем внесения изменений в Конституцию страны. В дополнение к этому Онодэра в ходе встречи с министром обороны США обсудит вопрос транспортировки оружия и оборонной техники. Возможно, обе стороны смогут достичь соглашения по укреплению сотрудничества в области оборонной техники». Это означает, что Америка хочет предоставить Японии роль по защите региона от Китая, чтобы разгрузить себя и возбудить национальные чувства японцев, стремящихся иметь свою собственную силу, которая будет защищать их и будет независимой от Америки.
7. Что касается вопроса о том, скажется ли на американской политике в ее плане по Азиатско-Тихоокеанскому региону победа партии Национального конгресса или партии БДП в Индии, то, несомненно, скажется. Так партия Национальный конгресс издавна известна своей лояльностью к англичанам и обладает политической хитростью, которая в некоторой степени перенята ею от своей старой хозяйки – Британии. Поэтому эта партия тревожит Америку. В то же время партия проявляет хитрость и увертливость, как это делает Великобритания. Заключая с Америкой военные соглашения и устанавливая торговые отношения, она при этом старается нарушать действия Америки в области политических отношений и стратегических вопросов. Например, Национальный конгресс в своей предвыборной кампании 2004 года (тогда он одержал победу и пришел к власти) подготовил обращение, в котором разъяснил свое видение Америки и подверг критике политику ранее находившейся у власти БДП. В этом обращении в частности говорилось: «Печально, что такая великая страна, как Индия, скатилась к уровню зависимых отношений от Соединенных Штатов Америки, где правительство США рассматривает зависимость Индии как постулат. Это привело к готовности правительств от БДП адаптироваться к приоритетам и политике Соединенных Штатов без должного внимания к жизненно важным вопросам внешней политики Индии и интересам ее национальной безопасности». В этом обращении видно насколько эта партия может беспокоить Америку. Но при этом партия не прерывала начавшийся при президенте Буше в 2004 году стратегический диалог и вернулась к нему в июне 2010 года. Госсекретарь США и глава американской делегации на встрече диалога Хилари Клинтон назвала Индию «незаменимым партнером и надежным другом». Поэтому после поражения лояльной к Америке партии БДП и прихода к власти партии Национальный конгресс появились трудности в реализации Индией американского плана, направленного на противостояние Китаю. Эти трудности сократились лишь после того, как Америка, как мы уже говорили ранее, предоставила Индии большие соблазны. Но, несмотря на это, Индия воздерживается, оправдываясь условиями, которые не являются новыми и существовали также при правлении партии БДП, которая не ссылалась на них и реализовывала американскую политику. Следует помнить, что Великобритания постаралась сделать так, чтобы партия Национальный конгресс полностью проявляла к ней традиционную лояльность. Когда Великобритания уходила из Индии она передала власть в стране именно этой партии, которая никогда полностью не устранялась от власти и не теряла большей ее части, за исключением короткого период времени с 1998 года по 2004 год, когда на выборах победила проамериканская партия БДП. Затем на выборах в 2004 и 2009 годах вновь победила партия Национальный конгресс.
Что касается нынешних выборов, которые начались 07.04.2014 (их итоги должны быть объявлены 16.05.2014), то результаты некоторых социологических опросов показывают, что на этих выборах ожидается победа БДП и ее союзников. Если ожидания общественного мнения в Индии оправдаются и БДП одержит победу (например, большинством голосов, получив тем самым возможность самой формировать правительство, что в некоторой степени представляется маловероятным или получит значительные результаты на выборах, благодаря которым сможет навязывать свои условия любому правительству), то в таком случае политика по стеснению Китая со стороны Индии будет для Америки более доступной, чем это было во время правления партии Национальный конгресс. Америке будет легче реализовывать свою политику, как это было при правлении партии БДП, когда Америка могла с облегчением вздохнуть после того, как завершилось длившееся на протяжении десятилетий правление Национального конгресса. Но вновь пришедшая к власти в 2004 году партия Национальный конгресс начала проводить политику препятствования американской политике в Индии, а с другой стороны использовала в отношениях с Америкой свою хитрость, чтобы получать от нее в свою пользу нужные соглашения, прежде чем сделать шаг по оказанию содействия американской политике.
8. Если сравнивать Китай и Индию, то явный перевес на стороне Китая по ряду позиций:
Хотя Китай не распространяет свою идеологию и отказался от нее во внешней политике, а также в экономической и финансовой политике, как и отказался от нее во многих сферах жизни, тем не менее, он сохраняет ее во власти от имени Коммунистической партии, чтобы защищать интересы этой партии и ее последователей, защищать целостность и независимость государства. Все это делает его способным к самодвижению, дает ему иммунитет, чтобы не превратиться в зависимое государство или государство, которое находится под влиянием какой-то крупной державы в мире, а также дает ему возможность мечтать о том, чтобы стать глобальной мировой державой. Об этом в своей книге «Китайская мечта» писал профессор университета национальной обороны старший полковник Лю Минфу. В ней он призвал свою страну, Китай, обладать самой сильной армией в мире и стремительно действовать, чтобы свергнуть мирового героя, Америку. Он предложил Китаю отказаться от скромности в мировых глобальных целях и устремиться к тому, чтобы стать первой державой в мире. Он также писал, что если в XXI столетии Китай не сможет стать первой державой мира и самой крупной силой в мире, то будет отброшен на обочину мирового развития. Таким образом, у Китая присутствует ощущение собственной силы и вызовов. Если бы Китай не довольствовался только защитой своего региона, если бы он не ограничивал свое противостояние с Америкой лишь реакцией на активность Америки в сторону его территорий, если бы он старался потрясать Америку в ее регионах и зонах ее влияния, если бы Китай не начал принимать идеологию капитализма во многих областях, и особенно в экономической – если бы всего этого не было, то голос Китая на международном уровне был бы громче, а его влияние на интересы Америки было бы более сильным. В любом случае Китай имеет ощущение силы и действует для того, чтобы его структура двигалась самостоятельно, даже если это происходит в границах его региона.
Что касается Индии, то у нее нет идеологии, и она не имеет идеи, исходящей из какой-то идеологии. Над ней применяется капиталистическая идеология не для того, чтобы развивать страну и сделать Индию независимым государством, а для того, чтобы обеспечивать ее зависимость от Запада, особенно Великобритании. Ей, как и всем другим странам региона, посредством колониальной силы навязана и продолжает навязываться капиталистическая система. По этой причине она не обладает самостоятельной устремленностью и у нее отсутствует мотивация для сознательного, самостоятельно спланированного, мощного и быстрого старта. Именно поэтому она остается вассальным государством, а ее политика не является независимой. Видно, что ее действия в политической сфере являются медлительными, она всегда находится под влиянием, не влияет сама и не выступает инициатором. Она попадает под влияние либо Британии (своего первого хозяина) либо Америки, которая раскрывает перед ней свои объятия и образовала в Индии зависимые от нее политические силы. Поэтому Индия отличается от Китая в этом отношении. Она отстает идейно и неупорядочена определенными идейными правилами. Те, кто действуют в политическом поле Индии, не регулируются никакими основами, и поэтому в этом государстве царит финансовая и политическая коррупция, которая охватывает, чуть ли не всех политиков. Представляется трудным, чтобы Индия стала крупным, даже на региональном уровне, государством. Максимум что может стать из нее в будущем – это государство сателлит, т.е. государство, зависимое от другого крупного государства, будь то Америки или Великобритании, или обоих этих государств одновременно.
Это что касается политической стороны. Если говорить с экономической точки зрения, то экономика Китая в четырехкратном размере превышает экономику Индии. В то время как Китай смог снизить уровень бедности в стране, 66% бедных в мире приходятся на Индию. В экономическом отношении Индия неспособна конкурировать с Китаем. Китай модернизировал значительный промышленный сектор своей экономики, что привело к обладанию им крупными финансовыми резервами, которые позволили ему влиять на глобальную экономику. Индустриализация в Индии по-прежнему далека от индустриального и производственного уровня Китая, в частности это касается тяжелой техники и современных технологий. Но это не означает, что Индия не имеет этих вещей, она просто отстает от уровня Китая.
Что касается военной сферы, то официальный военный бюджет Китая составляет 119 млрд. долларов, что более чем в три раза превышает оборонный бюджет Индии, имеющий размер в 38 млрд. долларов. Китай добился значительного прогресса в модернизации своих вооруженных сил и сегодня он создает свои собственные верфи и предприятия (для производства тяжелой военной техники, включая корабли, танки, истребители), расширяет свой флот, а также предпринимает активные шаги для контроля над своим регионом. Необходимо отметить, что в последнее время Индия начала развивать свой потенциал для финансирования программы военной модернизации, которая по-прежнему испытывает множество проблем. Индия остается одним из крупнейших импортеров военной техники в мире. Несмотря на усилия в течение двух десятилетий по развитию своего внутреннего военного потенциала, Индия так и не смогла развить какие-либо значимые предприятия. Старший научный сотрудник Института международных исследований мира в Стокгольме Питер де Вайзман сказал: «Я не думаю, что в мире есть еще какая-та другая страна, кроме Индии, которая серьезно пыталась производить вооружение, но полностью оказалась безуспешной». («Крупнейший импортер оружия в мире Индия желает местные закупки», «Нью-Йорк Таймс», март 2014).
Таким образом, сравнение между Китаем и Индией показывает многократный перевес Китая над Индией.
9. Одним словом Соединенные Штаты действовали над тем, чтобы ориентировать Индию на северный фронт для борьбы с Китаем, предварительно обезопасив ее от западного фронта с Пакистаном, проамериканские правители которого сделали в пользу Индии серьезные уступки в период правления лояльной к Америке индийской партии БДП. Однако вернувшаяся затем к власти партия Национальный конгресс показала спад активности на этом фронте (так называемая «фактическая линия контроля») из-за опасений, которые имеются у Индии относительно конфронтации с Китаем и по причине угроз последнего в ее адрес. Также одним из основных факторов, влияющих на это, является то, что эта партия лояльна к англичанам, которые не поощряют участие Индии в американских планах. После этого Америка стала направлять Индию к так называемому курсу на восток, т.е. к Тихоокеанскому региону, а точнее Южно-Китайскому морю, соблазнив ее имеющимися там нефтегазовыми энергоресурсами и мыслью о том, что она вправе получить свою долю из этих ресурсов. Она заставила Индию сотрудничать с Вьетнамом, который также заявляет о своем праве на эти энергоресурсы и оспаривает с Китаем острова Спратли. Также Соединенные Штаты привлекают Австралию к попытке сформировать объединение ряда государств с целью противостояния Китаю. Для Японии США пытаются предоставить более активную роль, которая предполагает для США разгрузку. В случае успеха БДП в нынешних выборах и ее повторного прихода к власти, вероятно, усилится активность Индии в пользу Америки в восточном регионе (в Южно-Китайском море). При этом если сравнивать силы Китая и Индии, то очевиден многократный перевес в пользу Китая. И как говорилось ранее:
если бы Китай не довольствовался только защитой своего региона;
если бы он не ограничивал свое противостояние с Америкой лишь реакцией на активность Америки в сторону его территорий;
если бы он старался потрясать Америку в ее регионах и зонах ее влияния;
если бы не начал принимать идеологию капитализма во многих областях, и особенно в экономической сфере…
если бы всего этого не было, то голос Китая на международном уровне был бы громче, а его влияние на интересы Америки было бы более сильным.
12 Джумада ас-сани 1435 г.х.
12.04.2014