Ельцин рассказывает американцам про "злых чеченов" (18 июня 1995)"...когда я вчера рассказал членам "семерки" и сегодня еще подтвердил, что эти бандиты делают, так у всех уже мнение изменилось. Что так с ними и надо поступать, потому что это оголтелые бандиты, понимаешь, с черными повязками".https://t.me/c/1982639724/5422https://youtu.be/euLn6CSjSbAТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГВООР МЕЖДУ КЛИНТОНОМ И ЕЛЬЦИНЫМ 21 февраля 1996- О ЧЕЧНЕ И БОСНИИPRESIDENT CLINTON: ...The only other thing I wanted to say is that I was encouraged by reports I've seen that your government is seeking a peaceful resolution to the Chechnya dispute. I know it's a troublesome issue. That would remove a difficult situation and enhance your political reputation around the world. I want you to know that we would do anything we could to support a peaceful settlement.
The other thing I wanted to say is that I am also pleased with our ongoing cooperation in Bosnia. My military commanders tell me things are going well. The quality of our cooperation has been high, and we have enjoyed working with your soldiers.
PRESIDENT YELTSIN: This is also very good news. I think we are getting ready, on your side and our side, for operating in Bosnia very successfully. On Chechnya, in my speech in Yekaterinburg, I said it would be very important to end the conflict in this area and finish, finish this up, before the election.
PRESIDENT CLINTON: This is good news....
_______________________________
ПРЕЗИДЕНТ КЛИНТОН: …Единственное, что я хотел сказать, это то, что меня обнадежили сообщения, которые я видел, о том, что ваше правительство стремится к мирному разрешению чеченского спора. Я знаю, что это неприятный вопрос. Это сняло бы сложную ситуацию и повысило бы вашу политическую репутацию во всем мире. Я хочу, чтобы вы знали, что мы сделаем все возможное, чтобы поддержать мирное урегулирование.
Еще я хотел сказать, что я также доволен нашим текущим сотрудничеством в Боснии. Мои военачальники говорят мне, что дела идут хорошо. Качество нашего сотрудничества было высоким, и нам понравилось работать с вашими солдатами.
ПРЕЗИДЕНТ ЕЛЬЦИН: Это тоже очень хорошая новость. Я думаю, что мы готовимся с вашей и нашей стороны к очень успешным действиям в Боснии. Что касается Чечни, то в своем выступлении в Екатеринбурге я сказал, что очень важно закончить конфликт в этой сфере и закончить, закончить это до выборов.
ПРЕЗИДЕНТ КЛИНТОН: Это хорошие новости...
https://nsarchive.gwu.edu/document/16826-document-06-memorandum-telephone-conversation======================================
Билл Клинтон: «Я не думаю, что то, что они делают, поможет им достичь своей цели. Их цель, их законная цель — победить чеченских повстанцев и остановить их терроризм в России, остановить их вторжение в соседние провинции, такие как Дагестан, и я не думаю, что перемещение сотен тысяч мирных жителей позволит достичь этой цели». (9 декабря 1999)
Bill Clinton: "I don't think what they're doing will help them to achieve their goal. Their goal, their legitimate goal, is to defeat the Chechen rebels and to stop their terrorism within Russia, to stop their invasion of neighbouring provinces like Dagestan, and I don't think displacing hundreds of thousands of civilians will achieve that goal."
https://youtu.be/uvKl-7mvsowhttps://t.me/insaf_ry/5450==========================================
Путин о том, как американцы помогали чеченцам (июнь 2017)https://t.me/insaf_ry/2837Путин: В Правительстве России работали советники США, кадровые сотрудники ЦРУ советовали. Чего ещё? Зачем надо было поддерживать сепаратизм на Северном Кавказе, причём с помощью даже ИГИЛ – ну, не ИГИЛ, там другие организации были террористические? Явно террористов поддерживали. Зачем? (21 декабря 2021)https://t.me/insaf_ry/2871Путин рассказал Такеру Карлсону о поддержке США терроризма на Кавказеhttps://t.me/insaf_ry/7013https://youtu.be/Wo0DZXb7WLIЯ многократно ставил вопрос о том, чтобы Соединённые Штаты не поддерживали ни сепаратизм, ни терроризм на Северном Кавказе. Но всё равно продолжали это делать. И политическая поддержка, информационная поддержка, финансовая поддержка, даже военная поддержка шла со стороны Соединённых Штатов и их сателлитов в отношении террористических формирований на Кавказе.
Я однажды со своим коллегой, тоже Президентом США, поднял этот вопрос. Он говорит: не может быть, у тебя есть доказательства? Я говорю: да. Я был готов к этой беседе и дал ему эти доказательства. Он посмотрел и знаете, что сказал? Я прошу прощения, но так было, я процитирую, он сказал: ну я им надеру жопу. Мы ждали-ждали ответа – ответа не было.
Я говорю директору ФСБ: ты в ЦРУ-то напиши, результат-то какой-то есть разговора с Президентом? Написал раз, два, а потом получили ответ. У нас лежит ответ в архиве. Из ЦРУ пришел ответ: мы работали с оппозицией в России; считаем, что это правильно и будем дальше продолжать работать с оппозицией. Смешно. Ну ладно. Мы поняли, что разговора не будет (9 февраля 2024)
Историк Алексей Собченко: Когда началась война в Чечне... А не мне вам объяснять о том, что нет народа на территории Российской Федерации, по культуре, по истории, по языку, более чуждого русским, [чем чеченцы]. В том в смысле, что чеченцы восставали и брались за оружие всякий раз, когда у них появлялась возможность. В этом смысле в Российской империи, по-моему, только поляки могли конкурировать с ними по нежеланию мириться с ситуацией. Но когда чеченцы изъявили свое желание отделиться... Ну почему белорусам, или украинцам можно, а нам нельзя? Только потому, что у нас не было статуса союзной республики? Так мы пытаемся убедить вас исправить эту ошибку. Но поэтому, когда Ельцин начал эту кровавую и бессмысленную войну в Чечне, то президент Клинтон не только поддержал его, но даже назвал Ельцина новым Авраамом Линкольном. В том смысле, что как Линкольн сохранил Соединённые Штаты и не допустил отделения Юга, так и Ельцин не допустил отделения Чечни (23 авг. 2023)
https://t.me/insaf_ry/5614https://youtu.be/a6kV_u32hk4============================================
На 13-й сессии
Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 апреля 2003 года была принята Резолюция No 1323, в Пункт 10 (iii) которой было сказано: «В интересах обеспечения ответственности виновных в нарушениях Ассамблея <...> считает, что если не будут предприняты более активные усилия по привлечению к ответственности виновных в нарушениях прав человека, и что если в Чеченской Республике будет сохраняться атмосфера безнаказанности, то международному сообществу следует рассмотреть возможность создания трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечности в Чеченской Республике».
Ассамблея, подтвердив свою убежденность в том, что «мир в Чеченской Республике невозможен без правосудия», заявила: «Уже почти десять лет жители Чеченской Республики находятся в обстановке постоянного страха. Их города и села лежат в руинах, поля заминированы, а друзья и родственники убиты, не- законно задержаны, «исчезли», похищены, изнасилованы, подвергнуты пыткам и ограблены. Ассамблея неизменно осуждает грубые нарушения прав человека, нарушения норм международного гуманитарного права и военные преступления, совершаемые в Чечне обеими сторонами конфликта. С самого начала первого конфликта в Чечне в 1994 г. Ассамблея – практически безрезультатно – призывает привлечь к ответственности виновных в совершении таких актов. Жители Чеченской Республики вправе рассчитывать не только на наше сострадание, но на защиту с нашей стороны. До настоящего времени все стороны – российское правительство, администрация и судебная система, различные администрации Чечни – никоим образом не обеспечивали такую защиту от нарушений прав человека. Международным организациям и их странам-членам не удалось обеспечить жертвам таких нарушений правовую защиту ни на национальном, ни на международном уровне. Главная причина продолжения до сего дня нарушений со стороны как российских военнослужащих, так и чеченских боевиков заключается в том, что нарушения почти всегда остаются без последствий. <...> Уголовные дела по фактам грубых нарушений прав человека, включая массовые убийства невинных чеченских мирных жителей и целенаправленную кампанию покушений на руководителей местной администрации или членов их семей, остаются пока редким исключением, а следствие ведется удручающе неэффективно и, как правило, не дает достаточных материалов для обвинительного приговора в тех редких случаях, когда дело доходит до суда».
=============================================
ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2004
Январь 2004 г.
КОМФОРТНЫЙ САМООБМАН: Международное сообщество и ЧечняРейчел Денбер
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
А.С.Пушкин, "Признание" (1826)
Продолжающийся уже четвертый год вооруженный конфликт в Чечне остается в текущем десятилетии самой серьезной кризисной ситуацией с правами человека в Европе. Он уже привел к катастрофическим последствиям для мирного населения и на сегодняшний день является одним из самых серьезных факторов, угрожающих стабильности и законности в России. При этом реакция на события со стороны международного сообщества остается постыдно близорукой.
Как с моральной, так и с политической точки зрения, мировое сообщество обязано защитить основные права людей в Чечне и соседних регионах. Выступая единым фронтом, оно должно решительно добиваться от российских властей прекращения насильственных исчезновений, пыток и произвольных задержаний, которые ежедневно практикуются федеральными силами. На основе имеющихся документов о нарушениях оно должно формировать авторитетный официальный свод всех известных фактов. Оно должно энергично настаивать на заслуживающем доверия процессе обеспечения ответственности для виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, предусматривая варианты решения этой проблемы на тот случай, если правосудие не будет обеспечено российской судебной системой. Наконец, международное сообщество должно оказывать отпор российским попыткам принудительного возвращения вынужденных переселенцев в районы, где им не могут быть гарантированы безопасность и нормальные условия.
Ничего подобного не происходит. Вместо этого международное сообщество предпочло занять удобную позицию самообмана, которая позволяет не оспаривать российские утверждения о нормализации обстановки в Чечне и, соответственно, избавляет от необходимости принимать жесткие решения по конкретным шагам, которые необходимо предпринять для прекращения откровенных нарушений и обеспечения нормальной жизни людей в этом регионе.
В 2003 году международная реакция на ситуацию в Чечне по-прежнему не вызывала ничего, кроме разочарования. Все на что мировое сообщество оказалось способным - это благонамеренные заявления о своей обеспокоенности, которые ни разу не подкреплялись политическими, дипломатическими, финансовыми или другими последствиями.
Вопрос о Чечне был включен в повестку Комиссии ООН по правам человека - высшего правозащитного органа системы ООН, однако даже там соответствующая резолюция не прошла. На встречах с президентом В.Путиным ни один из руководителей зарубежных стран не проявил желания добиваться конкретных улучшений. В конце 2002 г. российское правительство свернуло деятельность Группы содействия ОБСЕ в Чечне. Спецдокладчики ООН по пыткам и по внезаконным, произвольным и суммарным казням так и не дождались от России приглашения посетить регион. Наконец, в отличие от ситуации с другими вооруженными конфликтами в Европе, лишь немногие иностранные дипмиссии в России проявляли интерес к получению из первых рук информации о продолжающихся нарушениях прав человека.
Нельзя сказать, что иначе и быть не могло. События последнего десятилетия показывают, что заинтересованные государства и межправительственные организации, несмотря на все возможные недостатки их политики, могут сыграть заметную роль, своевременно реагируя на нарушения прав человека. Даже на Балканах, где международное сообщество не остановило сами чудовищные нарушения, заинтересованные государства в итоге поддержали создание Международного трибунала по бывшей Югославии, что стало весомым и, стоит надеяться, долговременным фактором стабильности и уважения прав человека в регионе. В Косово сотни наблюдателей ОБСЕ, размещенные там в ноябре 1998 г., смогли составить корпус официальных документов о массовых убийствах и других нарушениях прав человека.
Справедливости ради нужно признать, что воздействию на поведение России в Чечне препятствует целый ряд весомых политических факторов. Как постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия смогла вывести ситуацию в республике из-под серьезного контроля Организации Объединенных Наций, за исключением сессий Комиссии ООН по правам человека в 2000-2001 годах. Правительства США и европейских государств ведут с Россией переговоры по целому ряду политических и экономических вопросов - от противоракетной обороны и энергетической безопасности до российской политики на Ближнем Востоке. Но ни один из этих факторов не может ни оправдать, ни в полной мере объяснить упорное нежелание международного сообщества отстаивать гарантии прав человека в Чечне и в соседних российских регионах, равно как и то обстоятельство, что России ни разу не пришлось всерьез отвечать за произвол федеральных сил.
Отстраненность мирового сообщества от проблемы Чечни стала еще более явной после событий 11 сентября 2001 года. Россия, которая с 1999 года называла конфликт в Чечне "контртеррористической операцией", вскоре заговорила о том, что чеченская война - это ее вклад в объявленную США глобальную антитеррористическую кампанию. В результате конфликт оказался выведенным из-под критики как на международной арене, так и внутри самой России.
Западные правительства неизменно подчеркивают необходимость нахождения Россией политического решения конфликта, не учитывая при этом, насколько продолжающиеся нарушения прав человека способствуют его продолжению. С этой точки зрения, политика невмешательства является близорукой. По мере того как произвол продолжается и преступления продолжают оставаться безнаказанными, чеченцы, похоже, теряют последнее доверие и надежду, которые они могли еще испытывать к федеральной власти. Особенно несвоевременной политика невмешательства является в настоящий момент. Россия приложила немало сил, чтобы представить ситуацию как стабилизирующуюся, но так и не смогла прекратить конфликт, который вместо этого в 2003 году стал захватывать и соседнюю Ингушетию, где федеральные силы совершают те же нарушения, что и в Чечне.
В долгосрочной перспективе политика невмешательства в проблемы Чечни может сослужить дурную службу ситуации с правам человека в России в целом. Обеспечив себе дипломатическую и иную безнаказанность за преступления в Чечне, российское правительство, без сомнения, извлекло важный урок относительно пределов политической воли международного сообщества в деле отстаивания прав человека.
Практика безнаказанности преступлений, совершаемых федеральными силами в Чечне, рано или поздно скажется и на всем остальном российском обществе. Десятки тысяч сотрудников милиции и силовых структур, возвращаясь домой после командировок в Чечню, привозят с собой хорошо усвоенную привычку к безнаказанной жесткости. Несколько российских правозащитных групп уже стали фиксировать у побывавших на Северном Кавказе милиционеров "чеченский синдром" - характерную склонность к физическому насилию и другим проявлениям жестокого отношения в обращении с задержанными. Проблема пыток в милиции и без того стоит в России достаточно остро. Чеченский же опыт только подрывает усилия по утверждению законности в российской системе уголовной юстиции.
Нарушения прав человека в ходе чеченского конфликтаВторой вооруженный конфликт в Чечне за последнее десятилетие прошлого века начался в сентябре 1999 года. По версии федеральной стороны, это была контртеррористическая операция с целью устранения анархии, воцарившейся в Чечне после первой войны 1994-96 гг., и ликвидации обосновавшихся там террористических групп. Пять месяцев неприцельных бомбежек и артобстрелов в 1999 - начале 2000 годов унесли жизни тысяч мирных людей. В ходе трех массовых убийств, последовавших за войсковыми операциями, погибло по меньшей мере еще 130 человек. К марту 2000 года большая часть территории республики, по крайней мере формально, перешла под контроль федеральных сил, которые развернули классическую "грязную войну" и произвол, остающиеся характерной чертой конфликта до настоящего времени. Федеральные силы произвольно задерживают людей, якобы подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях или в пособничестве боевикам, которых затем подвергают пыткам, чтобы выбить признание или получить необходимые показания. Отмечены случаи, когда после задержания федеральными силами труп человека со следами пыток и внесудебной казни впоследствии находили в безымянной могиле или выброшенным в безлюдном месте. Чаще же после задержания федеральными силами люди попросту пропадают без вести - становятся жертвами насильственного исчезновения. Разумеется, чеченские боевики также совершали тяжкие преступления, включая многочисленные жестокие теракты против мирного населения как в Чечне, так и за ее пределами, и расправы над работниками промосковской администрации республики. На противопехотных минах, которые устанавливали и боевики, и "федералы", гибли и сами военнослужащие, и мирные жители.
На пике конфликта в 2000 году до 300 тыс. человек были вынуждены покинуть свои дома, большинство обосновались в соседней Ингушетии (из них 40 тыс. человек - в палаточных лагерях).
К 2003 году произвольные задержания, пытки и насильственные исчезновения превратились уже в устойчивую практику, а острейшая проблема насильственных исчезновений стала, как представляется, хронической. По неопубликованным официальным данным, только в январе-феврале 2003 года в Чечне были увезены в неизвестном направлении и считались "пропавшими без вести" 126 человек. В середине августа МВД Чеченской Республики обнародовало данные, согласно которым с начала года "пропали без вести" почти 400 человек. В 2003 году представители местных властей также признали наличие на территории республики 49 массовых захоронений с останками почти трех тысяч мирных жителей.
Как уже отмечалось выше, конфликт стал все активнее распространяться на территорию соседней Ингушетии, где еще укрываются десятки тысяч чеченских вынужденных переселенцев, причем характер спецопераций федеральных сил по характеру и размаху нарушений очень напоминал чеченские "зачистки". В июне 2003 года федеральными силами и силовыми структурами Чеченской Республики в Ингушетии было проведено по меньшей мере 7 спецопераций, из которых 5 - в местах компактного проживания вынужденных переселенцев из Чечни. Эти операции сопровождались массовыми случаями произвольного ареста и содержания под стражей, жестокого обращения и грабежей. Как и в Чечне, добросовестного расследования по таким фактам властями не проводилось, и виновные не были привлечены к ответственности.
Федеральные власти в Ингушетии также проводили политику последовательного выдавливания в Чечню жителей палаточных лагерей. Как и в 2002 году, на протяжении всего 2003 года федеральные и местные миграционные власти периодически отключали в нескольких лагерях газ, электричество, воду и другие системы жизнеобеспечения и сотнями вычеркивали людей из регистрационных списков, что автоматически приводило к их выселению. Помимо этого должностные лица угрожали вынужденным переселенцам арестом по сфабрикованным обвинениям в хранении оружия или наркотиков и неминуемыми "зачистками". Первый лагерь был закрыт миграционными властями в разгар зимы в 2002 году, другой - в октябре 2003 года, в конце 2003 года дело уверенно шло к закрытию третьего лагеря; одновременно блокировалось строительство альтернативных мест размещения в Ингушетии.
Ликвидация палаточных лагерей, в которых к концу 2003 года оставалось еще более 12 тыс. чеченских вынужденных переселенцев, и принуждение людей к возвращению в Чечню представляются частью общей линии правительства, направленной на то, чтобы "загнать" чеченскую "проблему" внутрь самой Чечни и обеспечить властям повод говорить о "нормализации" обстановки. Такие заявления, в свою очередь, используются для подкрепления российского тезиса о том, что в международном контроле за ситуацией в республике более нет необходимости.
Международная реакцияМеждународное сообщество не располагало возможностями эффективного реагирования на все эти события, фактически смирившись с российскими усилиями по недопущению в Чечню внешних наблюдателей. В конце 2002 года правительство России отказалось продлевать мандат Группы содействия ОБСЕ в Чечне, что на деле привело к прекращению деятельности организации в республике. С середины 2001 года миссия ОБСЕ обеспечивала освещение ситуации с правами человека, оказывала содействие поступлению гуманитарной помощи и работала в направлении мирного разрешения чеченского кризиса. Переговоры о продлении ее мандата были сорваны после того, как российская сторона поставила вопрос об исключении из мандата правозащитной и политической составляющих. К чести ОБСЕ, эти требования не были приняты. После прекращения миссии Голландия как страна-председатель попыталась добиться возобновления мандата ОБСЕ с правозащитной составляющей, однако не получила поддержки других государств-участников, без которой эти усилия были обречены на неудачу.
Как уже отмечалось, проект резолюции Евросоюза по Чечне на Комиссии ООН по правам человека в 2003 году не прошел - второй год подряд. Отчасти это можно объяснить тем, что Евросоюз, как представляется, изначально не ставил перед собой задачу провести резолюцию: как и в 2002 году, он использовал проект в качестве запросной позиции, в расчете на то, что в итоге российская сторона согласится на значительно более слабое заявление председателя. Такая тактика была обречена на неудачу, поскольку с самого начала конфликта российское правительство всеми силами отвергало международную критику своих действий в Чечне и задействовало все дипломатические ресурсы, чтобы чеченский вопрос оставался вне рамок ООН. Когда Россия - как и следовало ожидать - отказалась обсуждать заявление председателя, Евросоюз все же внес свой проект резолюции, но затем не обеспечил его принятие и отказался обсуждать свои планы с остальными делегациями.
В январе 2003 года спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Чечне лорд Джадд внес резолюцию с призывом к России отложить запланированный на март референдум по чеченской конституции, указав на эскалацию конфликта, продолжающиеся нарушения прав человека и неудовлетворительную ситуацию с безопасностью. После бурных дебатов ПАСЕ отвергла это предложение, вместо этого призвав Россию обеспечить условия для проведения референдума. Лорд Джадд в знак протеста подал в отставку. В апреле ПАСЕ приняла весьма резкую резолюцию о ситуации с правами человека и безнаказанности в Чечне.
В 2002-2003 годах Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев проводило большую работу по защите вынужденных переселенцев в Ингушетии и протестовало против попыток российских властей принудить их к возвращению в Чечню. В условиях, когда власти приступили к реализации своих планов по ликвидации палаточных лагерей, УВКБ удалось добиться, чтобы 80 семей не остались без крова в Ингушетии. Усилия УВКБ заслуживают самой высокой оценки. Однако Россией взят недвусмысленный курс на закрытие палаточных лагерей, и сил одного только УВКБ будет недостаточно, если только страны-члены ООН, со свой стороны, не смогут добиться от России политических гарантий защиты вынужденных переселенцев.
Что касается двусторонних контактов, то на высшем уровне не отмечено заметных попыток требовать от России улучшения ситуации с правами человека в регионе. Празднование 300-летия Санкт-Петербурга послужило для президента В.Путина явным сигналом одобрения со стороны правительств самых различных стран, откликнувшихся на его приглашение. Чечня стояла последним пунктом переговоров с британским премьером Т.Блэром и президентом США Дж.Бушем. Премьер-министр Италии С.Берлускони, выступая как председатель Евросоюза, дошел даже до того, что дал высокую оценку президентским выборам в Чечне, которые почти всеми независимыми наблюдателями были названы инсценировкой.
Истоки бездействияМногие аналитики объясняют застенчивость международного сообщества в вопросе о нарушениях в Чечне смещением приоритетов после событий 11 сентября 2001 года, и в первую очередь - повышенным вниманием к глобальной безопасности. Однако на деле эта тенденция обозначилась намного раньше, едва ли не в первые месяцы второй чеченской войны. Нужно отдать должное международному сообществу за решительную и прямую критику в тот период и за усилия по мобилизации дипломатического давления, с тем чтобы убедить российское правительство навести порядок в войсках и открыть регион для международного доступа. Все эти усилия, однако, были по большей части половинчатыми и недолговечными и прекратились вскоре после того, как Владимир Путин, ставший и.о. президента после ухода Бориса Ельцина 31 декабря 1999 году, победил на президентских выборах в марте 2000 года.
В первые месяцы войны федеральные силы подвергали Грозный ковровым бомбежкам, тысячи человек погибли, еще тысячи были арестованы, более 130 человек стали жертвами внесудебных казней после задержаний во время "зачисток", которые следовали за войсковыми операциями. Международная критика достигла максимума. В 1999 году ОБСЕ настояла на подтверждении своего мандата в Чечне, а в апреле 2000 года ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса, восстановив его только в январе 2001 года. В конце 1999 года Евросоюз принял решение о замораживании ряда программ технического содействия и рекомендовал сотрудникам дипмиссий стран-членов объезжать регион и собирать информацию о происходящем. Однако после ухода Б.Ельцина ЕС смягчил свою риторику, а до поездок дипломатов в регион дело так и не дошло.
Рамки, которые международное сообщество обозначило для себя в самом начале, на годы определили его позицию. Одна лишь ПАСЕ признала массовые убийства нонкомбатантов военными преступлениями. Мировые игроки оказались очевидно не готовыми к практической реализации последствий, которые повлекло бы за собой признание массовых убийств военными преступлениями.
Ни одно правительство и ни одна международная организация не проявили готовности к увязке финансовых привилегий с улучшением ситуации в Чечне или с запуском эффективного процесса обеспечения ответственности. В первый год войны Всемирный банк, очевидно располагавший максимальными рычагами и полномочиями для замораживания помощи в связи с нарушениями прав человека, предоставил России 450 млн. долларов в виде кредитов на структурную перестройку; эти средства были направлены напрямую правительству, которое использовало их на бесконтрольное покрытие бюджетных расходов.
Международные организации и их государства-участники также упорно не хотели настаивать на установлении какого-либо механизма обеспечения ответственности, который предполагал бы международное участие, рассчитывая, что российское правительство выстроит национальную систему мониторинга и привлечения виновных к ответственности. Рекомендация ПАСЕ о предъявлении России межгосударственного иска в Европейском суде по правам человека была оставлена странами-членами Совета Европы без последствий.
Комиссия ООН по правам человека в 2000 и 2001 годах принимала жесткие резолюции с осуждением нарушений прав человека в Чечне и с призывом к России пригласить в регион тематические механизмы ООН. Однако до призыва к созданию международной комиссии по расследованию дело так и не дошло: вместо этого КПЧ ООН ограничилась предложением к России создать национальную комиссию. Российское правительство приняло резолюцию в штыки и открыто заявило о том, что не намерено выполнять предложенные рекомендации. В тот период Хьюман Райтс Вотч и другие организации настоятельно призывали КПЧ ООН поставить вопрос о создании международной комиссии по расследованию, которая могла бы работать, пусть и не в полную силу, вопреки российским возражениям. У нас были серьезные сомнения в том, что российское правительство приступит к созданию процедуры тщательного и беспристрастного мониторинга или обеспечения ответственности.
Федеральные власти создали для Чечни правозащитную инстанцию в лице спецпредставителя президента по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике. Созданная национальная комиссия по расследованию была таковой только по названию. Ни один из этих институтов не обладал полномочиями ни по проведению собственных расследований, ни по уголовному преследованию по фактам нарушений международного гуманитарного права или прав человека, и ни один из этих институтов не сформировал официального свода нарушений, совершенных обеими сторонами конфликта.
В апреле 2001 года российское правительство по просьбе ПАСЕ обнародовало перечень уголовных дел, возбужденных в связи с чеченским конфликтом. Перечень раскрыл степень безнаказанности за преступления, совершенные в ходе конфликта: подавляющее большинство дел было приостановлено, ни одно из дел не дошло до суда и ни единого дела не было возбуждено по фактам пыток - одного из наиболее массовых преступлений в Чечне.
Международное сообщество могло бы сыграть важную роль в документации нарушений - как для определения политики в отношении России, так и для формирования официального свода нарушений, совершенных в ходе конфликта. В 1999 году Евросоюз поручил главам дипмиссий своих стран-членов посетить регион для сбора информации по гуманитарной помощи. В отличие от ситуации в Косово до марта 1999 года, это указание так и не было выполнено; отдельные рабочие поездки дипломатов в регион были редкими и нерегулярными.
Наибольшими возможностями для того, чтобы возглавить работу по документальной фиксации нарушений, располагала Группа содействия ОБСЕ в Чечне, которая уже занималась этим во время первой войны 1994-96 гг., играла ключевую роль в процессе мирных переговоров и в 1998 году еще находилась в республике. Впоследствии ОБСЕ приобрела дополнительный организационный опыт документальной фиксации нарушений гуманитарного права в Косово. Вышедшая по итогам этой работы книга "Своими глазами, своими ушами" до сегодняшнего дня остается одним из наиболее авторитетных источников информации о нарушениях в период, предшествовавший марту 1999 года. В Чечне этот опыт ОБСЕ задействовать не удалось, поскольку из-за всевозможных ухищрений российских властей Группа содействия смогла возобновить свою работу только в мае 2001 года и даже после этого оставалась несвободной в освещении событий.
В 2000 году Совет Европы направил своих экспертов для работы в аппарате президентского спецпредставителя по правам человека в Чечне, однако большую часть года они провели в Страсбурге. После подрыва фугаса рядом с их машиной в Чечне в апреле 2003 года эксперты сочли ситуацию слишком опасной, чтобы продолжать работу на месте. Но даже до этого случая их эффективной работе в Чечне препятствовал ограниченный мандат, не позволявший им свободно передвигаться по республике и проводить собственные расследования ключевых эпизодов. В их отчетах, как правило, фигурировала практически та же информация, которая присутствовала в других источниках, а данные о нарушениях прав человека зачастую носили весьма общий характер. В конце 2002 года качество информационных материалов повысилось, однако с апреля 2003 года эксперты были вынуждены перенести работу в Страсбург, в результате чего прямой мониторинг ситуации на месте стал невозможным.
Будучи премьером, В.Путин построил свою политическую карьеру на "контртеррористической операции" в Чечне. После президентских выборов малейшая международная критика этой операции сопровождалась эмоциональными взрывами, угрозами и возмущением со стороны правительства и президента лично. Если политическая задача состояла в том, чтобы подавить интерес партнеров России к конструктивному участию, то это вполне удалось. К середине 2000 года западные лидеры поняли что Путин, не обладавший до того серьезным политически весом, укрепил свою власть и будет руководить Россией по меньшей мере еще четыре года, и, за редкими исключениями, оставили попытки добиться от него уступок по Чечне. В результате самые крупные многосторонние достижения международного сообщества - резолюции КПЧ ООН, ПАСЕ и пр. - не получили развития на двустороннем уровне и были оставлены без внимания.
Россия, Чечня и глобальная борьба с терроризмомК 11 сентября 2001 года война в Чечне, ее последствия для мирного населения и ее влияние на общую ситуацию с законностью в России уже не фигурировали в повестке многих партнеров России. После событий 11 сентября Россия, как уже говорилось, стала представлять чеченский конфликт как свой вклад в глобальную борьбу с терроризмом, указывая на связи, которые некоторые командиры боевиков якобы поддерживали с "Аль-Каидой".
Российское сотрудничество в тот момент было необходимо для войны в Афганистане, а позднее потребовалось и в связи с американской войной в Ираке. Руководители нескольких государств недвусмысленно дали понять, что отныне российские действия в Чечне будут рассматриваться в новом свете. Страшная трагедия с захватом заложников в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года в Москве вызвала взрыв возмущения в России и во всем мире, придала убедительности заявлениям В.Путина и была воспринята некоторыми как подтверждение связей некоторых боевиков с "Аль-Каидой". За этим в 2002-2003 годах последовала целая серия терактов с участием смертников в Чечне и других частях России, в результате которых еще сотни людей погибли или получили тяжкие увечья.
И без того уже отодвинутая на второй план, Чечня практически исчезла из открытой повестки двусторонних переговоров с Россией. Ни Евросоюз и его страны-члены, ни США не проявили политического мужества, чтобы в решающие моменты выступить с активной критикой, публично призвать к обеспечению ответственности или к допуску в регион спецдокладчиков ООН. Большинство правительств публично и согласованно призывали Россию воздерживаться от принудительного возвращения вынужденных переселенцев в Чечню, но после стольких лет критики вхолостую их слова не возымели ощутимого воздействия.
При обращении к чеченской проблеме сегодня правительства и многосторонние организации большей частью скорее подчеркивают необходимость политического урегулирования конфликта, нежели настаивают на немедленном прекращении нарушений прав человека, не говоря уже об обеспечении ответственности за них представителей федеральной стороны и чеченских боевиков. Многие ссылаются на то, что нарушения прекратятся только с завершением конфликта. Нельзя упрекать международное сообщество за стремление прекратить конфликт, однако чрезмерное акцентирование этой цели не учитывает того обстоятельства, что именно порочный круг нарушений создает предпосылки для продолжения конфликта. Чтобы переломить эту тенденцию, российские власти должны сформировать в среде чеченского населения атмосферу доверия к федеральным институтам. Однако вместо этого безостановочный маховик пыток, произвольных задержаний и насильственных исчезновений приводит лишь к усилению недоверия. Видя, как убивают или "пропадают без вести" их близких, люди имеют меньше оснований не вставать на сторону боевиков.
Российские попытки политического решения - "нормализации" ситуации - не столько способствуют прекращению конфликта в Чечне, сколько делают его еще менее заметным для остального мира. Референдум по чеченской конституции в марте 2003 года и октябрьские президентские выборы в республике были широко разрекламированы российским правительством как завершающий этап стабилизации. На деле же и референдум, и выборы проходили в условиях продолжения и даже эскалации насилия и независимыми наблюдателями были единодушно признаны инсценировкой. При этом российское правительство продолжает использовать их для убеждения остального мира в том, что ситуация в Чечне нормализуется в рамках политического процесса, и для подкрепления своей позиции о нецелесообразности в дальнейшем международного контроля или какого-либо иного участия.
Парадоксально, но в то время как Россия превозносит международное значение чеченской операции для глобальной борьбы с терроризмом, правительство закрывает регион для международного контроля и сотрудничества. Такая ситуация дискредитирует партнеров России по антитеррористической коалиции в глазах тех жителей Чечни, которые страдают от беззакония и произвола от рук как федеральных сил, так и чеченских боевиков.
В условиях безнаказанности федеральных сил за преступления в Чечне и избежания Россией сколько-нибудь серьезных дипломатических последствий таких преступлений, российское правительство может рассчитывать на то, что международное сообщество останется безучастным и к проблеме соблюдения прав человека в России в целом. Российское общество может сделать вывод, что для правительства допустимо быть неподотчетным. Это на годы затормозит прогресс в области прав человека в России, поскольку правительство научится с порога отметать критику - теперь уже ситуации в стране в целом, будучи уверенным в том, что даже самые суровые слова никогда не повлекут за собой действия.
Задачи на будущееВлияние России в мире не должно мешать международному сообществу решительно реагировать на нарушения прав человека в Чечне. Международному сообществу следует задуматься над тем, что участие России в глобальной борьбе с терроризмом не снижает, а только повышает значение ее действий в Чечне. Статус России как постоянного члена СБ ООН, и ее удачные попытки снять чеченскую проблему с повестки обсуждения ООН , только подчеркивает важность региональных институтов - Совета Европы и ОБСЕ. Последние, для того чтобы быть эффективными, в первую очередь нуждаются в поддержке общей линии странами-членами в их двусторонних контактах с Россией. Параллельно руководство ООН, включая Генерального секретаря, должно добиваться от российских властей допуска ооновских организаций и механизмов к процессу мониторинга и обеспечения соблюдения прав человека в Чечне, и это также должно подкрепляться на двустороннем уровне.
Международные партнеры России должны скоординировать свои усилия и согласовано выступить за необходимость обеспечения ответственности за преступления против мирного населения, предоставление правозащитным наблюдателям доступа в регион, сохранение гуманитарной помощи вынужденным переселенцам и прекращение принудительного возвращения в Чечню. На саммитах и двусторонних встречах необходимо настаивать на конкретных мерах, включая: обновление и детализацию перечня уголовных дел; направление приглашений спецдокладчикам ООН по пыткам, по внесудебным казням и по проблеме насилия в отношении женщин; реальные обязательства воздерживаться от принуждения вынужденных переселенцев к возвращению в Чечню, пока там не будет обеспечена безопасность; обеспечение нормальных условий проживания для тех, кто пока не возвращается, и допуск международных организаций к продолжению предоставления гуманитарной помощи этим людям. Партнеры России должны публично и решительно настаивать на принятии этих мер, давая понять, что отсутствие прогресса чревато политическими, дипломатическими и финансовыми последствиями.
Международное сообщество может также поддержать дело справедливости, оказывая содействие местным организациям, которые помогают жертвам нарушений в Чечне с обращением в Европейский суд по правам человека. Как только этот процесс станет набирать обороты, международные финансовые организации должны прямо заявить о том, что новые кредиты будут предоставляться только при условии выполнения российской стороной принимаемых судом решений.
Игнорирование кризисной ситуации с правами человека в Чечне не может способствовать мирному разрешению конфликта, тем более в долгосрочной перспективе. Это наносит непоправимый ущерб и тысячам пострадавших от нарушений людей, которым некуда обратиться за справедливостью. Для разрешения кризиса необходима жесткая международная реакция на действия России - такая, когда за словом следует дело.
https://www.hrw.org/legacy/russian/reports/2004/world/chechnya.html===========================================
В бундестаге осудили убийство МасхадоваНикита Жолквер
11 марта 2005 г.
В четверг вечером по инициативе депутатов от правящих в Германии партий в бундестаге прошли дебаты, посвященные положению на Северном Кавказе и, в частности, в Чечне после убийства Аслана Масхадова.
Открывая дебаты в бундестаге в связи с убийством бывшего президента Чечни Аслана Масхадова, социал-демократ Маркус Мекель (Markus Meckel) посетовал на то, что слишком часто в Германии обходят молчанием трагедию в Чечне.
"Это, конечно, правда, что Россия нам нужна в качестве партнера, - заметил депутат. - Так будет и в будущем. Но это не означает, что можно закрывать глаза на этот конфликт, жертвами которого до сегодняшнего дня становятся гражданские люди".
Террор как следствие регионального конфликтаПо мнению Мекеля, нельзя ставить знак равенства между международными террористами "Аль-Каиды" и терроризмом чеченским. Если с первыми вести переговоры бессмысленно, то террор чеченцев – это следствие регионального конфликта, который невозможно разрешить силой – нужны переговоры. Для политического же решения нужны партнеры.
"Лично я считаю, что избранный в 1997 году президент Масхадов был таким партнером, - сказал он. - Два дня назад его убили, но, я уверен, те, кто это сделал, не одержали тем самым победу. Шансы достичь мирного урегулирования, наоборот, уменьшились".
По мнению Мекеля, в настоящий момент велика опасность, что спираль насилия начнет раскручиваться еще быстрее, а чеченский террор приведет к еще большим жертвам среди россиян.
Оппозиция обвиняет правительство ФРГ в оппортунизмеОценку ситуации, данную депутатом от СДПГ, разделяет и консервативная оппозиция. Вместе с тем депутат ХДС Клаудия Нольте (Claudia Nolte) выступила в бундестаге с резкой критикой правительства ФРГ, которое с ее точки зрения проводит в отношении России оппортунистическую политику, обходит острые углы, не решается поставить чеченскую проблему в повестку дня переговоров с российским руководством. Она заявила, что германское правительство "просто не решается потребовать от российского президента изменения его политики в Чечне".
По словам Клаудии Нольте, российское руководство "своим жестким курсом само раскручивает спираль насилия в регионе и упускает возможности для начала диалога и поиска политических решений". А с убийством Масхадова, по мнению Нольте, эта спираль насилия будет раскручиваться и дальше.
https://beta.dw.com/ru/в-бундестаге-осудили-убийство-масхадова/a-1514885=========================================
Алфред Кох о том, было ли какое то давление Запада на Россию из-за войны в Чечне (18 янв. 2022)Подкаст "Кто начал первую войну в Чечне?" с Майрбеком Вачагаевым
https://t.me/youloy_r/4116https://youtu.be/d8EHnQ4i0Io==========================================
Грачёв: Российские солдаты умирали с улыбкой на устах. Им нужно памятники ставить.... В окопах все патриоты. Погибают все, от рядового до генерала и никто не уходит с позиций. На Ковалёве клейма негде ставить. Он враг и предатель России. Подполковник Ющенков, критикующий армию - гадёныш. ("Итоги", февраль 1995)Источник: ютубканал "free dom"
https://t.me/c/1294978912/4472https://youtu.be/FYrxfEhbsTYМинистр обороны ФРГ Фолькер Руге после критики Грачёва в сторону Ковалёва: Запланированный в ФРГ визит Грачёва является нежелательным ("Итоги", февраль 1995)Источник: ютубканал "free dom"
https://t.me/c/1294978912/4480https://youtu.be/HNpwYsaJCA8===========================================
Путин о том, как американцы помогали чеченцам (июнь 2017)https://t.me/c/1294978912/4584https://youtu.be/_XjVtwX30wI«Когда у нас начались проблемы в Чечне, на Северном Кавказе, к сожалению, американцы поддержали эти процессы. Холодная война ушла в прошлое, у нас ясные, прозрачные отношения со всем миром, с Европой, с США, и конечно мы рассчитывали на поддержку, а вместо этого мы увидели, что американские спецслужбы как раз поддерживают террористов. И я вам сейчас скажу, на мой взгляд, важную вещь: у нас сложилось абсолютно устойчивое мнение - тогда - что наши партнеры американские на словах говорят о поддержке России, говорят о готовности к сотрудничеству, в том числе в борьбе с терроризмом, а на самом деле используют этих террористов для раскачки внутриполитической ситуации в России».
Оливер Стоун: - Вы говорите, что у вас есть доказательства, что США скрыто поддерживали чеченских террористов
Путин: - Конечно. Что касается Что касается информационной и политической поддержки, это не нуждается в доказательствах, это было очевидным для всех. Это же публично делалось, открыто.
Збигнев Бзежинский: - Я думаю, что администрация приняла решение не вмешивать в эту проблему, повторяя, как мантру, что это внутрироссийское дело, что на самом деле узаконивает российские действия. Более того, представители администрации дискредитировали чеченцев
Путин: - А что касается оперативной поддержки, финансовой, у нас есть такие доказательства, и, более того, некоторые из них мы представили нашим американским коллегам. Был даже такой момент, когда я президенту Бушу (младшему) сказал об этом, показал ему, назвал даже фамилии сотрудников спецслужб США, которые тогда работали на Кавказе и не просто оказывали какую-то общеполитическую поддержку, а оказывали техническую поддержку, перебрасывали боевиков из одного места в другое. Реакция президента США была очень правильной, и он очень негативно сказал: "Я с этим разберусь".
Мы позднее получили по партнерским каналам письмо из ЦРУ, в котором было указано, что наши коллеги считают себя вправе поддерживать отношения со всеми представителями оппозиции и будут это делать дальше. Ясно было, что речь идет не просто об оппозиционных силах, речь идет о террористических структурах и организациях. Но, тем не менее, их представляли в виде какой то обыкновенной оппозиции".
Путин: Зачем США надо было поддерживать сепаратизм на Северном Кавказе? (21 декабря 2021)Путин:
В Правительстве России работали советники США, кадровые сотрудники ЦРУ советовали. Чего ещё? Зачем надо было поддерживать сепаратизм на Северном Кавказе, причём с помощью даже ИГИЛ – ну, не ИГИЛ, там другие организации были террористические? Явно террористов поддерживали. Зачем? (21 декабря 2021)
https://youtu.be/f5D9v593Kg4https://t.me/c/1294978912/4636============================================
Глава Мюнхенской конференции по безопасности
Кристоф Хойсген*:
"Посмотрите только на Мариуполь, на то, как они его разрушили! Они разрушили его так же, как Грозный" (Deutsche Welle, 1 декабря 2022)
* Экс-советник Меркель, кстати
** Хорошо, что знают. Плохо то, что я не помню, чтобы тогда они также возмущались Грозному, как ныне Мариуполю
=======================================
Секретарь Совбеза
Николай Патрушев: Однако не следует забывать, что в конце 90-ых, в начале двухтысячных годов коллективный Запад во главе США под предлогом продвижения демократии и защиты прав человека в очередной раз пытался разделить нашу страну, отколоть от неё Северный Кавказ. Иностранными спецслужбами, опять же прежде всего США и Англии, оказывалась всесторонняя поддержка действующим в регионе бандформирования, координировалась их деятельность, местному населению активно навязывалась идеология религиозного экстремизма, сепаратизма, межнациональной розни. С участием иностранных наёмников и членов международных террористических организаций в мирных российских городах совершались жестокие теракты с массовыми человеческими жертвами, осуществлялась масштабная торговля наркотиками, оружием и людьми.
(Магас. 07.03.2024)
https://t.me/insaf_ry/7179https://youtu.be/X5GEvB9ug6AСекретарь Совбеза
Николай Патрушев: Англосаксонская пропаганда в те годы, да и сейчас цинично называет террористов борцами за свободу, возвеличивает ярость националистов и одиозные личности, если их действия направлены против России. Очередным подтверждением этому является открытие в феврале текущего года Полтавской области Украины мемориальные доски бывшему лидеру террористов Дудаева. Попытки Запада дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе продолжаются
(Магас. 07.03.2024)
https://t.me/insaf_ry/7192https://youtu.be/xJqPvDsshJ4------
Секретарь Совбеза
Николай Патрушев: Реализацию своих несбыточных планов по нанесению стратегического поражения нашей стране коллективный Запад пытается осуществить на Украине, используя неонацистский террористический киевский режим
(Магас. 07.03.2024)
https://t.me/insaf_ry/7182https://youtu.be/kVX7lUbwVeg=======================================
Премьер-министр Польши: "Чечня заслуживает независимости"Январь 28, 2023
В интервью крупнейшему французскому кабельному телеканалу LCI премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Чечня могла бы получить независимость.
Отвечая на вопрос в программе журналиста Дарьюса Рошбена, надеется ли он, что некоторые регионы России добьются независимости, Моравецкий сказал, что, по его мнению, "для некоторых частей России она является тюрьмой народов, и да, эти части могли бы получить независимость".
В ответ на просьбу привести пример Моравецкий назвал Чечню и добавил, что "они [чеченцы. – Прим.ред.] храбро за это боролись веками", а "на протяжении нескольких десятилетий там было много разрушений и совершалось множество военных преступлений, так что да, я думаю, они заслуживают независимости".
Моравецкий уточнил, что желает России лучшего в том смысле, что хотел бы, чтобы в ней происходили "нормальные процессы развития и эволюции", но "опыт последних десятилетий и столетий" не позволяет этого ожидать.
https://www.kavkazr.com/a/premjer-ministr-poljshi-chechnya-zasluzhivaet-nezavisimosti-/32243137.html"Заслуживают независимости". Реакция Чечни на заявление премьер-министра ПольшиФевраль 03, 2023
Петр Севрюк
Глава Чечни Рамзан Кадыров резко отреагировал на заявление премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого о том, что республика "заслуживает независимости" от России. Он обвинил страны Европы в отсутствии поддержки непризнанной Ичкерии во время двух войн. Болезненная реакция Кадырова связана с пониманием того, что идея независимости Чечни на фоне войны в Украине становится популярнее, считают собеседники сайта Кавказ.Реалии.
В видеообращении Кадыров назвал себя "ярым ичкерийцем" и заявил, что якобы это именно Европа не позволила сторонникам независимости Чечни "строить свое государство". Затем он назвал "предателями" нынешних сторонников Ичкерии и попытался оправдать российское вторжение в Украину. Кадыров также обратился к политическому руководству Польши, сказав: "Мы идем за вами". Он также призвал их "встать на колени".
"Где вы были, когда мы воевали за Ичкерию, когда мы отстаивали интерес независимости? Почему европейские государства, в том числе и Украина, не поддержали нас [тогда], и сегодня вы вдруг решили поддержать несуществующее государство?" – заявил Кадыров в своем телеграм-канале.
По его мнению, Чечня не сможет прожить без России, поскольку у республики в случае обретения независимости не будет возможности "кормить и одевать" население в полтора миллиона человек.
В качестве аргумента, что чеченский народ не хочет независимости, Кадыров привел результаты так называемого референдума, который провели в Чечне в марте 2003 года, – этот референдум прошел без независимых наблюдателей, а около 96% жителей якобы выступили за вхождение в состав России.
Сам Кадыров вместе со своим отцом Ахматом Кадыровым в первую войну в Чечне был на стороне сепаратистов Ичкерии. В начале второй войны в 1999 году оба оперативно заняли позицию российских властей.
Польский вызов РоссииСвое мнение о статусе Чечни польский премьер-министр высказал в интервью крупнейшему французскому кабельному телеканалу LCI. Матеуш Моравецкий отметил, что, по его мнению, "Россия является тюрьмой народов". В ответ на просьбу привести пример польский политик назвал именно Чечню.
"Они [чеченцы] храбро за это боролись веками... На протяжении нескольких десятилетий там было много разрушений и совершалось множество военных преступлений, так что, да, я думаю, они заслуживают независимости", – подчеркнул он.
Заявление на таком высоком уровне прозвучало впервые за последние два десятка лет. До этого, к примеру, вопрос независимости Чечни в 1992 году затронуло эмигрировавшее руководство Грузии. Президент страны Звияд Гамсахурдиа и парламент Грузии признали суверенитет Ичкерии – все они на тот момент находились в Чечне из-за госпереворота на родине. Но к тому времени президентом Грузии в мире уже признали Эдуарда Шеварднадзе.
В 2000 году Чеченскую республику Ичкерия независимым от России государством признал верховный лидер афганских талибов (в ряде стран их движение признано террористическим. – Прим. ред.) Мулла Мухаммед Омар. А 18 октября 2022 года на пленарном заседании Верховной рады Украины народные депутаты признали Ичкерию временно оккупированной Россией территорией и осудили "геноцид чеченского народа".
Премьер-министр Польши, говоря о возможной независимости Чечни, выразил не частное мнение, а позицию жителей своего государства, считает депутат украинской Рады от правящей партии "Слуга народа" Олег Дунда.
"Надо иметь в виду, что эти разговоры начались в Украине, после переросли в заявление в Польше, и я знаю, что такого же рода настроения имеются и в странах Балтии. Более того, скажу, что на форуме ["свободных народов России"] мы слышим голоса не только по Чечне, но и по другим регионам. В Европе и в США за последние 30 лет эти вопросы не обсуждались", – отметил Дунда.
Активизация ичкерийцевВ парламенте Украины созданы и действуют две группы парламентариев по вопросам Северного Кавказа – "За свободный Кавказ" и "Свободная Ичкерия". От этих объединений чеченские политики и сторонники независимости Чечни Джамбулат Сулейманов и Анзор Масхадов 26 января приняли участие в качестве наблюдателей в заседании парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). При этом представители Ичкерии в последние годы на ассамблею не приглашались.
В начале января глава правительства Ичкерии в изгнании Ахмед Закаев встретился с вице-спикером Сейма Польши Малгожатой Гошевской. На встрече обсуждался вопрос о подготовке документов для принятия постановления о суверенитете ЧРИ – по аналогии с решением, принятым в Украине.
В апреле 2008 года литовское освободительное движение Sajudis по инициативе ичкерийских политиков за рубежом направило послание властям страны с призывом признать независимость республики.
Чечня, Грозный. Дома на улице Ленина после минометного и артиллерийского обстрела, 1995 год
Заявление премьер-министра Польши – это показатель того, что во всем мире изменилось отношение к России, отметил в беседе с сайтом Кавказ.Реалии общественный деятель, ичкерийский политик Алим-Паша Солтыханов.
"Будут ли такого рода заявления от других западных политиков? Однозначно да. Процесс неминуемого проигрыша России в войне против Украины уже не остановить", – заявил Солтыханов.
Чеченская республика считалась частью РФ и ее "внутренним делом", теперь же стало очевидным, что "политические иллюзии Запада об эволюции России" были ложными, считает профессор политологии факультета общественных наук Карлова университета Эмиль Аслан.
"Вторжение в эту северокавказскую республику, каким бы кровавым оно ни было, с юридической точки зрения несравнимо с тем, что Россия делает в Украине. Кроме того, Украина ближе к Европе географически, она важнее стратегически, а сегодняшний вооруженный конфликт происходит на фоне постоянно ухудшающихся отношений между Россией и Западом", – заявил собеседник.
https://www.kavkazr.com/a/esche-aktualjnaya-ideya-nezavisimosti-pochemu-v-chechne-ostro-otreagirovali-na-slova-premjer-ministra-poljshi/32248840.html===================================
Неофициальная поддержка. Союзники ИчкерииДекабрь 07, 2022
Наталия Кильдиярова
18 октября 2022 года Верховная Рада Украины признала Чечню территорией, оккупированной Россией. Это дало повод сторонникам независимости Ичкерии с новой силой поднять эту тему для обсуждения на международном уровне. Есть ли у них шанс получить признание республики в других странах?
23-26 ноября 1990 года собранный Вайнахской демократической партией первый съезд чеченского народа в Грозном учредил Общенациональный конгресс (ОКЧН). Возглавить новое объединение участники мероприятия пригласили жившего тогда в Эстонии Джохара Дудаева – единственного в советской армии генерала чеченского происхождения.
Год спустя Верховный совет РСФСР разделил Чечено-Ингушскую республику на две без определения четких границ. 27 октября 1991 года Джохар Дудаев был избран президентом Чечни, а через несколько дней своим первым декретом он провозгласил независимость Чеченской республики Ичкерии (ЧРИ) от Российской Федерации.
Новая республика официально не была признана ни одним правительством государств-членов ООН, вспоминает бывший генпредставитель Ичкерии в России, историк Майрбек Вачагаев. Но она имела ряд представительств в других странах, а ее чиновники встречались с первыми лицами, указывает эксперт.
По его словам, неофициально Ичкерию поддерживали в ряде стран бывшего Советского Союза - Литве, Эстонии, Грузии, а также за его пределами: в Турции, Катаре, Кувейте и Афганистане.
Международные отношения Ичкерии
Признание Украиной Чечни территорией, оккупированной Россией, премьер-министр Ичкерии за рубежом Ахмед Закаев назвал событием историческим для чеченцев и для всех "угнетаемых Кремлем народов". В своем комментарии редакции Кавказ.Реалии он подчеркнул, что работа по признанию независимости республики ведется и с правительствами других стран, но не обозначил, с какими.
Еще в период развала СССР чеченцы предприняли очередную попытку расстаться с Россией, когда в июне 1991 года в Грозном на съезде ОКЧН провозгласили создание республики Нохчий-Чоь, что в итоге привело к объявлению независимости Чечни.
И в тот раз они были единственными на Северном Кавказе, кто вступил на путь противостояния с Москвой, рассказывает Вачагаев. Неофициальным союзником Ичкерии в 1990-х стала Турция, которая, не признавая независимость Чеченской республики от Российской Федерации, тем не менее на уровне президента и премьер-министра имела тесные, хоть и негласные контакты с ичкерийцами.
"В начале 90-х я лично встречался с послом Турции в России, мы обсуждали проекты, которые позволили бы Анкаре присутствовать в регионе и продвигать политику единого тюркского мира на Северном Кавказе", - вспоминает Вачагаев.
И в прошлом – в 19-м и 20-м веках - чеченцы в первую очередь ориентировались на Османскую империю, считает эксперт. По его мнению, этот выбор был предопределен единством религии. Во время развала Российской империи в 1917 году Чечню как часть Горской республики, которую возглавлял Абдул-Меджид Чермоев, признали все та же Османская империя, Германия, Грузия и Азербайджан. В 1920 году Горскую республику разгромили большевики.
Нет ничего удивительного в том, что в очередном походе за свободой чеченцы вновь обратились за помощью к Турции, подчеркивает Вачагаев.
Первый президент независимой Ичкерии Джохар Дудаев посетил Турцию дважды. В январе 1993 года он прилетел на пилотируемом им лично самолете, планируя официальные встречи, но этого так и не произошло: премьер-министр Турции Сулейман Демирель отказал Дудаеву в приеме.
Тогда Дудаев принял решение лететь на Северный Кипр (республика, статус которой также не признан международным сообществом. – Прим.ред.). Вначале Анкара не позволяла его самолету вылететь, однако после личного вмешательства президента Турции Тургута Озала он получил разрешение.
В отличие от турецких властей президент Северного Кипра Рауф Денкташ встретился с Дудаевым. Они собирались подписать договор о двустороннем признании, однако так и не реализовали свои планы, вспоминает Вачагаев.
Во второй раз Дудаев посетил Турцию через три месяца после первого визита, в апреле 1993 года, чтобы присутствовать на похоронах Тургута Озала, указывает историк. Тогда официальных встреч также не было, однако Дудаева принял Альпарслан Тюркеш, лидер Партии национального действия.
Через три года в рамках публичной поминальной церемонии в Анкаре, посвященной памяти Джохара Дудаева, Тюркеш в своей официальной речи упомянул о последнем полученном от него письме, в котором Дудаев просил посредничества и содействия Турции и США в достижении мира с Российской Федерацией.
В августе 1992 года Джохар Дудаев посетил Саудовскую Аравию и Кувейт. Представитель ичкерийского МИДа Артур Уманский тогда заявил, что король Саудовской Аравии Фахд бен Абдель Азиз и эмир Кувейта Джабар аль-Ахмед ас-Сабах пригласили Дудаева посетить их страны в качестве президента Чечни.
"Это были встречи на самом высоком уровне – король Саудии лично с Дудаевым совершил хадж, а эмир Кувейта дал ужин в его честь с приглашением всех аккредитованных в стране послов. Но, как только речь заходила о признании Ичкерии, и первый, и второй ссылались на необходимость провести консультации по этому вопросу с Москвой и Вашингтоном", - поясняет Вачагаев.
Дудаев также посещал Польшу и Францию, где хоть и не было официальных встреч с государственными деятелями, тем не менее, по мнению Вачагаева, власти всегда давали понять, что не проявляют свои симпатии к бывшему генералу более явно только из-за непримиримой позиции России.
Вынужденно эмигрировавший в Чечню после госпереворота президент Грузии Гамсахурдиа в марте 1992 года признал независимость Ичкерии. Его решение поддержал и парламент Грузии, члены которого также в тот момент находились в Грозном. Но к тому времени президентом Грузии в мире уже признали Эдуарда Шеварднадзе.
После гибели Дудаева новые руководители республики не оставляли попыток наладить связи за пределами региона и добиться признания международного сообщества. В январе 2000 года официальный представитель президента Ичкерии в странах Ближнего Востока Зелимхан Яндарбиев (бывший второй президент Ичкерии) вместе с Мовлади Удуговым открыли официальное представительство ЧРИ в Исламском Эмирате Афганистан - государственном образовании, которое также, в свою очередь, было признано лишь несколькими мусульманскими странами, и к тому же контролировало не всю территорию Афганистана.
Также в 2000 году Чеченскую республику Ичкерию признал независимым от России государством верховный лидер афганских талибов (в ряде стран деятельность этой организации оценивается как террористическая. – Прим. ред.) Мулла Мухаммед Омар.
Поддержка Балтики
В Европе только правительства прибалтийских стран неофициально помогали и позволяли представительствам Ичкерии действовать на своей территории, однако легального статуса они не имели, а встречи носили исключительно неформальный характер.
Интерес Эстонии к борьбе Чечни за независимость был прикован с начала 90-х, отметил в разговоре с Кавказ.Реалии политический деятель и журналист Марко Михкельсон, с 1994 по 1997 год работавший собкором эстонской газеты "Постимеэс" в Москве. Он освещал первую чеченскую войну, несколько раз ездил в республику в 1995-1996 годах и брал интервью у Джохара Дудаева, а также у ряда других чеченских оппозиционных деятелей.
Хотя официально Эстония не признавала независимость Ичкерии, в феврале 1995 года эта тема обсуждалась в парламенте, правда, без какого-либо результата, указывает Михкельсон.
В 2005 и в 2006 году Михкельсон вновь побывал в Чечне и встречался с Рамзаном Кадыровым - в составе делегации ПАСЕ. По его словам, абсолютно все в Чечне было организовано русскими, так, чтобы представители зарубежных стран могли видеть только одну сторону происходящего в республике, которая была полностью под влиянием России.
"К тому времени все движение за автономию и независимость Ичкерии было угнетено и подавлено военной силой РФ, и тогда уже начался процесс, который сейчас называют "чеченизация" для создания напряженности между различными полюсами влияния и полного контроля над регионом", - говорит Михкельсон.
Он отмечает, что в настоящий момент достоверной информации о происходящем в Чечне практически нет.
"Необходимо помнить, что в Чечне множество людей, которым не нравится нынешняя ситуация и то, что они находятся "под русскими". Очень важно привлекать внимание всего мира к тому, что в республике сейчас устоялся агрессивный режим подавления местного населения. То, что Украина признала Чечню оккупированной территорией, несомненно, этому [привлечению внимания] способствует", - указывает Михкельсон, замечая, что эта тема не обсуждалась в Эстонии ни в СМИ, ни в ходе дебатов и политических дискуссий.
В настоящий момент логичными союзниками признания независимости Ичкерии должны были бы быть страны Кавказа, предполагает чеченский политолог Руслан Кутаев. Но, по его мнению, Грузия сегодня фактически управляется прокремлевскими людьми и ожидать от нее поддержки не приходится, так же, как и от Армении, которая была и все еще остается зависима от России.
"Сейчас союзниками Чечни в борьбе за независимость могут считаться лишь Украина, страны Балтии и, может быть, еще Польша, - рассуждает эксперт. - Ждать существенной поддержки от арабских стран не приходится, так как их главы не понимают стремление чеченского народа обрести отдельный от России статус".
Героизация ДудаеваНовость о признании Киевом Чечни оккупированной Россией территорией не вызвала в турецком медиапространстве большого интереса. В основном все лишь перепечатали статью малоизвестного издания местных националистов под заголовком "Украина дразнит Россию Чечней", объясняет аналитик, сотрудник стамбульского Центра гуманитарных и социальных исследований Мохьмад Ахиядов.
Отношения официальной Анкары с автономными республиками на Кавказе формируются, исходя из существующих с Москвой: так было в 90-е, так есть и сейчас, утверждает социолог. Когда Турция хочет каким-то образом воздействовать на Кремль, она поднимает тему Кавказа, однако на сегодняшний день у Турции есть сильнейший рычаг в виде ситуации в Украине, поэтому проблематика Кавказа Анкаре не нужна, рассуждает эксперт.
"При этом говорить, что для турецкого общества тема независимости Чечни не актуальна, неверно. Государство может поднимать эту проблему или нет, однако в частных беседах турок всегда спросит чеченца про войну за независимость и вспомнит Дудаева", - указывает Ахиядов.
Эксперт отмечает, что Кадыров не вызывает интереса у турков в отличие от Дудаева, который был героизирован, - его сравнивали с Шамилем.
"На сегодняшний день Западу неважно признание независимости Чечни Турцией, гораздо важнее, что это сделала Украина. Ее голос сейчас звучит громче, и ее услышат" - подчеркивает Ахиядов.
Украина сегодня - самый важный союзник независимой Чечни, соглашается председатель политического движения чеченской диаспоры "Единая Сила" Джамбулат Сулейманов.
"В Украине идет переформатирование всей мировой политики. Также нас еще с 90-х морально поддерживали прибалтийские страны - Литва и Эстония. Есть надежда, что и они также последуют примеру Украины. А если это произойдет, то есть большая вероятность, что и другие страны признают право чеченцев на существование независимого государства", - отмечает Сулейманов.
https://www.kavkazr.com/a/neofitsialjnaya-podderzhka-soyuzniki-ichkerii/32165988.html