Граница - как фактор исторической справедливости02.04.2013 12:24
Вопрос установления административных границ между Чечней и Ингушетией стал в настоящее время одним из самых актуальных в регионе. В 1992г. в период образования Республики Ингушетия территориальные границы нового государственного образования не были определены, что и привело сегодня к разногласиям между двумя братскими республиками.
Для того чтобы возможно точнее разобраться в вопросе, мы обратились за разъяснениями к докт. ист. наук Супьяну Магамадову.
– Сначала мы с вами должны совершить небольшой, по историческим меркам, экскурс в историю. В ноябре 1920г., после завершения в России Гражданской войны, на Северном Кавказе была провозглашена Горская республика. В январе 1921г. подписан декрет, в соответствии с которым в ее состав вошли Владикавказский, Чеченский, Назрановский, Кабардинский и другие округа, – рассказывает Супьян Магамадов. – Спустя некоторое время начался распад Горской республики. Первой из нее вышла Кабарда, затем Черкесия, а 30 ноября 1922г. в качестве автономии и Чечня.
При этом административная комиссия ВЦИК провела работу по определению административных границ между новыми автономными образованиями и Горской республикой. В начале 1929г. в состав Чеченской автономной области вошли г.Грозный и Сунженский округ, включавший в себя станицы Слепцовская, Троицкая, Карабулакская, Вознесеновская, Нестеровская и др. Таким образом, в январе-феврале 1929г. процесс объединения этих административных единиц завершился, и в состав Чеченской автономной области вошли земли, исторически принадлежащие чеченцам, на которых в тот период кроме них проживали казаки, ингуши, армяне, евреи, русские, аварцы, кумыки. После выхода Ингушетии из Горской республики между Чеченской и Ингушской автономными областями государственной комиссией также были определены административные границы.
Вопрос об объединении этих областей неоднократно обсуждался на совещаниях Северо-Кавказского крайисполкома, и в 1934г. было принято решение об объединении Чеченской и Ингушской автономных областей. В 1936г. новое автономное объединение получило статус республиканского и стало называться Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая Республика. В 1944г. по надуманным причинам Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, чеченцы и ингуши депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Но в 1957г. ЧИАССР была вновь восстановлена в своих границах, за исключением Пригородного района (он остался в составе Осетии), в котором исторически проживали ингуши. К сожалению, эта несправедливость по сегодняшний день не исправлена, хотя вопрос о Пригородном районе неоднократно поднимался и однажды даже привел к трагическим последствиям (все мы помним события 1992г., когда на территориях Ингушетии и Северной Осетии было ведено чрезвычайное положение).
В девяностые годы XX века в нашей стране начались глубокие изменения. Не обошли они стороной и Чечено-Ингушетию. В 1991г. на съезде ингушского народа было принято решение о создании Республики Ингушетия. В 1992г. этот процесс был завершен изданием соответствующего Указа Президиума Верховного Совета РСФСР, но административные границы между Ингушской и Чеченской республиками не были определены. Именно это и стало причиной сложившейся на сегодняшний день ситуации. В 1992г. была создана комиссия по установлению административных границ между двумя субъектами, но она не приняла никаких мер по урегулированию этого вопроса. Комиссия также безрезультатно создавалась в 1994 и 1996 годах.
Таким образом, на сегодняшний день между двумя республиками, являющимися субъектами Российской Федерации, до сих пор не установлены административные границы, которые должны существовать между любыми территориальными единицами государства.
В 2008г. по Указу Президента ЧР Рамзана Кадырова была создана парламентская комиссия, которая провела переговоры с ингушской стороной, но они оказались безрезультатными. По Федеральному закону «О местном самоуправлении» в 2008г. должны были быть проведены муниципальные выборы. Между чеченской и ингушской сторонами было принято соглашение о том, что на спорной территории Сунженского района эти выборы проводиться не будут. Но Ингушетия, несмотря на это, все же провела муниципальные выборы в Сунженском и Малгобекском районах.
В 2012г. в очередной раз был поднят вопрос об установлении административных границ между двумя республиками.
Вновь созданная комиссия под руководством спикера Парламента ЧР Д.Абдурахманова представила свой вариант решения затянувшегося вопроса. К сожалению, ингушская сторона не захотела рассматривать наш проект, несмотря на то, что существует документальная база, подтверждающая, что на момент объединения двух республик в 1934г. Сунженский район и часть Малгобекского района входили в состав Чеченской автономной области. Этот факт закреплен постановлениями, нормативными и законодательными документами Всероссийского центрального исполнительного комитета – высшего законодательного органа РСФСР. После этого не было издано никаких законодательных актов, в которых говорилось бы, что эти земли не принадлежат Чеченской Республике.
В настоящее время, как со стороны Республики Ингушетия, так и со стороны Чеченской Республики, вопросом об административных границах занимаются в частности ученые. Среди них надо особо отметить работу, которую проводит кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Академии наук ЧР А.Бугаев, который занимается вопросами государственного строительства Чечни, Ингушетии и других субъектов Северного Кавказа. Документы, выявленные в архивах, и его научные изыскания подтверждают, что земли Сунженского и части Малгобекского районов принадлежат Чечне, даже если копнуть историю глубже, вплоть до XVIII-XIX вв. Комиссия, созданная в Чеченской Республике, предлагает установить административные границы, существовавшие между республиками на момент их объединения в 1934г. Эту проблему вполне можно решить на уровне руководства двух республик, не политизируя вопрос, что и предлагает чеченская сторона.
Думается, что победят здравый смысл и историческая справедливость, ведь испокон веков между землями соседей и даже братьев существовала межа, определявшая границы их владений.
Руслан АБДУЛАЕВ
https://www.grozny-inform.ru/news/society/41044/=========================================
Обращение к общественности Республики Ингушетия08.04.2013 10:03
Дорогие ингушские братья! Отношения между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия в связи с необходимостью определения административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия за последнее время, к большому сожалению, заметно ухудшились.
Как известно, процесс размежевания единой Чечено-Ингушской Республики на две ее составляющие части, начатый после образования Республики Ингушетия (тогда – Ингушской Республики) в 1992 году, в силу известных нам причин не был завершен. Комиссия, созданная руководством РФ для определения административной границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, так и не завершив свою работу, была распущена.
Камнем преткновения в этом вопросе стал вердикт Общенационального конгресса чеченского народа о создании собственного, независимого от России, государства. Тем самым, граница из административной автоматически превращалась в государственную. Естественно, каждая сторона старалась оставить за собой максимально большую часть территории бывшей Чечено-Ингушской Республики.
В таких условиях о справедливом решении вопроса территориального размежевания между Республикой Ингушетия, объявившей о своем единстве с Россией, и Чеченской Республикой Ичкерия, объявившей свою независимость от нее, не могло быть и речи. Танковые колонны российской армии маршем прошли через всю Ингушетию и, встреченные чеченским ополчением на линии Серноводск-Ассиновская, окопались там. Вот как эти два населенных пункта остались в составе Чечни. Эта линия и превратилась затем в пограничную межу между двумя нашими республиками на плоскостной территории.
Определенный прогресс был достигнут в результате работы двух республиканских комиссий, созданных в 1992 году. На основе их кропотливой работы Д. Дудаевым и Р. Аушевым в 1993 году было подписано соглашение о том, что за основу будущей границы между Чечней и Ингушетией будет взята граница между Чеченской и Ингушской АО на момент их объединения в 1934 году. Но начавшиеся военные действия помешали юридическому оформлению этого соглашения.
Затем были две полномасштабные «чеченские» войны, режим КТО, продолжавшийся до апреля 2009 года. В этот период чеченцам было не до границ, все силы народа были направлены на физическое выживание. Вопрос стоял - быть или не быть чеченскому народу в будущем.
Все это время руководство Республики Ингушетия несколько раз обращалось к Президенту РФ В. Путину, а затем и к Д. Медведеву с просьбой в одностороннем порядке установить административную границу между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой. Такое поведение вряд ли можно назвать честным по отношению к чеченской стороне.
Заявление руководства Чеченской Республики о том, что для юридически обоснованного и справедливого решения этого вопроса необходимо вернуться к последней, законодательно закрепленной административной границе между нашими республиками на момент их объединения в 1934 году, встретило резкое неприятие со стороны руководства Республики Ингушетия (хотя никаких решений, изменяющих границу между двумя республиками, начиная с 1934 года по сегодняшний день, принято не было). Простое упоминание этого исторического факта, буквально, приводит в истерику отдельных авторов с ингушской стороны. Но кто бы что ни говорил, этот основополагающий факт нельзя проигнорировать при установлении административной межи между нашими республиками сегодня. Ссылка на административную границу на момент объединения Чеченской и Ингушской АО – не только правомочна, но крайне необходима для правового решения этой проблемы. Внеправовое понятие «устоявшиеся границы», которым апеллирует ингушское руководство, не только не решает проблемы, но и загоняет ее вглубь.
Во многих комментариях ингушских авторов по поводу предстоящего территориального размежевания, в абсолютном большинстве своем – анонимных, во всех смертных грехах обвиняют Главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова и Председателя Парламента ЧР Дукуваху Абдурахманова, срываясь, зачастую, на недостойные для вайнахов оскорбительные выражения. Пусть все это останется на их совести. Но дело абсолютно не в их личностях. Любой руководитель Чеченской Республики на их месте заявил бы о том же самом (Как известно, такая же постановка вопроса была и при подписании соглашения по границе межу Д. Дудаевым и Р. Аушевым, в свое время Д. Завгаевым и С. Хаджиевым). Право на отчуждение собственной территории может дать только сам народ.
Необходимо отметить, что принадлежность территории того или иного района к тому или иному субъекту страны не меняет правового статуса проживающего там населения. Все они являются гражданами Российской Федерации и имеют равные права со всеми гражданами России. Никто не вправе перемещать их с места постоянного проживания или ограничивать в своих конституционных правах.
Дорогие друзья, кто бы что ни говорил, чеченцы и ингуши – братские народы, с одним языком, единой культурой и религией. Не пристало нам говорить друг с другом на языке вражды. Этого не простят нам наши славные предки, завещавшие нам мир и дружбу, этого не простят нам наши потомки, в руках которых будущее наших народов.
Призываем обе стороны к спокойствию, сдержанности и решению всех возникающих вопросов на основе законности и вековых традиций вайнахского народа. Дала цхьабарт бойла вайн!
Совет Ассамблеи народов Чеченской Республики
https://www.grozny-inform.ru/news/society/41203/============================================
Историко-юридические аспекты определения административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия10.04.2013 13:55
В 1944 году чеченцы и ингуши были выселены со своих исконных исторических территорий, а Чечено-Ингушская Республика была упразднена.
И только спустя 13 лет была восстановлена чечено-ингушская государственность. Однако, в процессе восстановления Чечено-Ингушской АССР бывший Пригородный район Ингушетии, т.е. часть территории некогда единой Чечено-Ингушской Республики, была неоправданно урезана и оставлена в пользу сопредельной СО АССР.
Западная часть нахского этноса – ингуши, территориально оказавшись ущемленными, впоследствии несколько десятилетий безуспешно добивались права проживания на родных исторических землях и возвращения незаконно (насильственно) отнятой своей территории. Однако, в советский период, до самого распада СССР, их мытарствам не было конца. Окончательная трагедия для ингушей произошла осенью 1992 года во время антиконституционных событий в Северной Осетии-Алания. Ингуши, ранее проживавшие на своих родных исторических землях в Пригородном районе и в г. Владикавказ – бывшей столице Ингушской автономной области, были насильственно изгнаны. После чего, они большими группами в качестве беженцев вынуждены были расселяться в соседней братской Чеченской Республике, в том числе и на территории Сунженского и части Малгобекского районов.
Переселение и временное обустройство ингушей в ЧР в 1992 г. совпали с тяжелейшим для чеченского народа периодом, тем не менее, потерявшие кров и обездоленные ингуши на новом месте были приняты чеченскими властями и народом по-братски.
Продолжая временное пребывание в Чеченской Республике, и проживая на территории ЧР, ингуши с течением времени стали выдвигать территориальные притязания на часть чеченских земель Сунженского и Малгобекского районов бывшей Чечено-Ингушской АССР.
В конце 90-х годов XX столетия данный вопрос все настойчивее стал подниматься официальными лицами Республики Ингушетия в высших политических кругах РФ, игнорируя чеченскую сторону. В основе такой позиции лежит попытка в одностороннем порядке реализовать свои притязания на земли большей части Сунженского района и определенной части Малгобекского района бывшей ЧИАССР. Данный вопрос останется неясным, если не попытаться уяснить суть и понять этапы развития территориальных притязаний ингушей на земли названных районов. Для этого следует понять историю и юридические аспекты.
Итак, территория Сунженского района Чеченской Республики состояла из 20 с лишним населенных пунктов. Они в прошлом были частью Сунженского округа, который как отдельный административно-территориальный субъект входил в состав Горской АССР, образованной 20 января 1921 года. В состав этой республики входили округа: Чеченский, Ингушский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Черкесский и Северо-Осетинский. Вскоре Горская АССР начала распадаться на вышеперечисленные составные части.
30 ноября 1922 года из Горской АССР вышел и Чеченской округ, преобразованный в Чеченскую автономную область. 4 января 1923 года Постановлением ВЦИК РСФСР были определены границы автономной области. В это время Чеченская автономная область состояла из шести округов: Гудермесского, Шалинского, Веденского, Надтеречного, Урус-Мартановского, Сунженского (Новочеченского) и одного Петропавловского района.
13 февраля 1924 года Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР был образован Северо-кавказский край. В административном устройстве все выходившие из Горской АССР автономные области и округа входили в состав вновь созданного Северокавказского края.
7 июля 1924 года после упразднения Горской АССР последними из ее состава вышли Ингушская и Северо-Осетинская автономные области и Сунженский округ. Первые два обрели новый статус и стали именоваться каждый в отдельности автономными областями. Сунженский округ – статус автономного округа. Все эти субъекты края, имея свои определенные границы, возглавлялись областными и окружными органами управления.
Сунженский автономный округ в составе этого края, по самоуправлению приравненной к губернии, не имел ничего общего с ними ни по территории, ни по величине населения, ни по количеству населенных пунктов, ни по экономическим и культурным показателям. По существу это был маленький самоуправляемый район, территория которого равнялась 1185,5 кв.км с населением 34808 человек, где насчитывалось 20 населенных пунктов (аулы, хутора и станицы), которые объединялись в 9 сельских советов.
В 1926 году население и управление Сунженского АО пришло к убеждению: сохранение округа как отдельной и самостоятельной административной единицы в дальнейшем нецелесообразно.
Президиум Северо-кавказского крайисполкома, откликаясь на настойчивые обращения руководства и населения Сунженского АО, поручило краевой специальной административной комиссии подготовить вопрос о реорганизации округа.
Предложения Комиссии были сформулированы следующим образом:
а) Северную часть округа в составе станицы Терской с хуторами Нижне-Бековичи, Предмостный, Майский и Октябрьский передать в состав Моздокского района Терского округа.
б) Южную часть округа в составе станиц Слепцовской, Троицкой, Карабулакской, Нестеровской, Вознесенской и Ассиновской с хуторами Давиденко, Акки-Юрт и Чемульга объединить в один район и передать в состав Чеченской автономной области.
Президиум Северо-кавказского крайисполкома на своем заседании 27 сентября 1928 года на основании выработанных предложений принял решение о расформировании Сунженского АО и присоединении его южной части к Чеченской автономной области в формулировке Краевой Административной Комиссии.
Руководство Чеченской автономной области 9 октября 1928 года на заседании Президиума выносит Постановление, в котором говорится:
а) По решению Президиума Северо-кавказского крайисполкома, принять в состав Чеченской автономной области Сунженский автономный округ.
б) Для практического проведения в жизнь решений Президиума Северо-кавказского крайисполкома образовать комиссию.
В дальнейшем Президиум Чеченского автономного облисполкома действовал в рамках принятого решения Северо-кавказского крайисполкома. Выполняя это решение, руководство Чеченской АО наметило практические шаги по включению южной части Сунженского округа в состав Чеченской АО.
К 19 декабря 1928 года был подготовлен проект изменений по внутреннему делению всей Чеченской автономной области. В частности, в документе внутреннего деления Чеченской АО под пунктом №10 значится «Сунженский округ с центром в станице Слепцовской»
В состав Сунженского округа входят сельсоветы: Ачхоевский, Асламбековский, Самашкинский, Слепцовский, Карабулакский, Вознесенский, Троицкий, Ассиновский, Нестеровский, Давыденковский и Чемульгинский с количеством населения 46861 чел., территория -6000 кв. км., 11 сельсоветов.
Наконец, вопрос «Об упразднении Сунженского округа» 4 февраля 1929 года рассмотрен на заседании Президиума Всероссийского ЦИК под председательством М.И. Калинина и утвержден в следующей редакции: «Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:
1. Сунженский округ Северо-кавказского края упразднить, распределив территорию его в нижеследующем порядке:
2. Станицу Терскую с хуторами Октябрьским, Майским, Предсмостным и Нижне-Бековичи включить в состав Моздокского района Терского округа.
3. Остальную территорию в составе станиц Слепцовской, Троицкой, Карабулакской, Нестеровской, Вознесенской и Ассиновской с хуторами Давиденко, Акки-Юрт и Чемульга включить в состав Чеченской автономной области, образовав на этой территории округ на правах района с центром в станице Слепцовской, с наименованием его Сунженский.
4. Ликвидацию округа произвести в порядке инструкции ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1923 года»
14 февраля 1929 года в печати было официально объявлено о включении Сунженского округа в состав Чеченской автономной области. Таким образом, Сунженский округ в начале 1929 года с центром станицы Слепцовской стал административно-территориальной единицей и составной частью Чеченской автономной области. В данном округе совместно проживало чеченское и русское (казачье) население. В статусе чеченской административно-территориальной единицы Сунженский округ оставался до 1931 года. В 1931 году все внутренние округа Чеченской АО, в том числе и Сунженский, были переименованы в районы. Таковым он являлся при объединении Чеченской и Ингушской автономных областей 15 января 1934 года.
В 60-х годах прошлого столетия после восстановления ЧИАССР над Сунженским районом начали производиться различные административные «упражнения и комбинации». Власти Чечено-Ингушской АССР данный район как административно-территориальную единицу то создавали, то ликвидировали, то включали ее куда-то, то присоединяли к ней какие-то другие территории. При этом производились ничем не объяснимые административно-территориальные изменения. Эти «упражнения» продолжались и в семидесятых годах прошлого столетия. Так, часть Галашкинского района ЧИАССР в 1975 году необоснованно была включена в состав Сунженского района, в котором он продолжал находиться до периода перестройки.
В 90-х годах XX века Сунженский район Чечено-Ингушетии представлял собой территорию площадью в 2,4 тыс. кв. км. Он состоял фактически из двух районов: Сунженского, входившего в Чеченскую автономную область, и Галашкинского, - входившего в Ингушскую автономную область.
В 1992 году земли этих районов оказались стихийно разделенными. Территория бывшего Галашкинского района справедливо отошла к вновь созданному субъекту РФ - Ингушской автономии по принадлежности. Две части чеченской территории, Сунженский район и часть Малгобекского района, не имея никаких политических решений и юридических оснований, в условиях безвластия в ЧР, оказались под влиянием ингушских властей. В настоящее время ЧР контролируются лишь несколько населенных пунктов.
26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР принимается Закон «О реабилитации репрессированных народов». Исполнение Закона было возложено на Совет Министров РСФСР и подлежал безусловной реализации Правительством РСФСР и ЧИР. Однако, Закон не стал рычагом по возвращению земель Пригородного района бывшей Чечено-Ингушетии, переданных в 1944 году Северной Осетии. Заключалось это в полном отсутствии инициативы Правительства ЧИАССР в принятии подзаконных актов РСФСР, которые служили бы для исполнения Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и восстановления справедливости.
Справедливости ради следует отметить, что в 1991 году, предвидя назревающие события, Президиум Верховного Совета ЧИР принял решение о восстановлении пограничного с Осетией Галашкинского района в границах 1934 года. Это решение ингушской частью депутатов Верховного Совета ЧИР было встречено в штыки. Попытка решения проблемы Сунженского и части Малгобекского районов (в том числе и бывшего Пседахского района) успехов не дали.
Осенью 1991 года в бывшей Чечено-Ингушской Республике сложилась острая конституционно-правовая ситуация. Второго сентября 1991 года, в период острейшего кризиса в ЧИР, на третьем этапе Общенационального Конгресса чеченского народа, Председатель Народного Совета Ингушетии Иса Кодзоев огласил решение депутатов всех уровней Ингушетии. В этом документе говорилось, что ингуши, согласно резолюции, принятой II Съездом ингушского народа (проходившего 8-10 сентября 1989), твердо намерены восстановить бывшую до 1934 года Ингушскую автономию в составе РСФСР со столицей в правобережной части города Орджоникидзе. Данное решение конгрессом чеченского народа было поддержано. В связи с этим возникала уже конкретная угроза распада Чечено-Ингушской Республики, что и произошло через три дня. Верховному Совету РСФСР, с учетом решений ингушской стороны и Постановления внеочередной сессии Верховного Совета ЧИР от 27 ноября 1990 года, оставалось распустить Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики, что и было реализовано 15 сентября 1991 года под руководством Председателя Верховного Совета России Р.И. Хасбулатова.
Единая Чечено-Ингушская Республика юридически перестала существовать. Ингушская Республика еще не была создана. Практически, реализация закона к этому времени стала возможной только решением центральных органов власти. Однако, комиссия Правительства РСФСР во главе с Гавриловым прекратила свое существование, не сделав ничего в реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов» и не оставив на это никакой надежды.
20 декабря 1991 года, в связи с провозглашением ингушским народом декларации «О создании Ингушской Автономии в составе РСФСР», Парламент Чеченской Республики Ичкерии принял постановление о создании комиссии по определению границ, в состав которой были включены 7 депутатов законодательного органа и ряд специалистов -политологи, историки, правоведы, а также представители Совета старейшин двух республик.
В конце февраля 1992 года данной комиссией вся возложенная на нее работа была завершена. Несмотря на это, ни официальные власти РФ в Ингушетии, ни Оргкомитет Ингушетии по восстановлению Ингушской автономии не предприняли никаких шагов для согласования и окончательного решения этого вопроса. Однако, ингушская сторона, вводя в заблуждение население, сочла нужным резко отреагировать на постановление Парламента Чеченской Республики Ичкерия, называя его грубым посягательством на территорию Ингушетии.
8 января 1992 года Парламент Чеченской Республики Ичкерия заявил, что границы между Чеченской Республикой и Ингушетией будут устанавливаться в соответствии с границей, существовавшей к моменту объединения двух автономных областей в 1934 году, что все проблемы, касающиеся восстановления границ ЧР, подлежат разрешению путем двухсторонних переговоров. В тот же день Парламент Чеченской Республики Ичкерия своим Постановлением №65 от 8 января 1992 года реорганизовал Сунженский район, определив его границы в рамках линии, существовавшей к 1934 году, на момент объединения Чеченской и Ингушской автономных областей.
Таким образом, в соответствии с границами, существовавшими к 1934 году, в состав ЧР входили следующие сельские поселковые и станичные советы - Ассиновский (станица Ассиновская и село Чемульга); Нестеровский (станица Нестеровская); Орджоникидзевский (станица Орджоникидзевская); Серноводский (село Серноводское и курорт Серноводсикй ); Троицкая (станица Троицкая);Арштинский (село Аршты); Карабулакский (поселок Карабулак); Вознесеновский (станица Вознесеновская);Пседахский (село Пседах); село Вежарийн-Юрт; село Акки –Юрт; поселок Южный; село Красная Горка с возвращением всей территории ЧР, отторгнутой и присоединенной к горсовету г.Малгобек.
По существу, чеченская сторона с учетом правовой, исторической, географической, этнической и экономической составляющих, границ, существовавших к 1934 году между Чеченской и Ингушской автономными областями на момент их объединения, считая земли Сунженского района в составе ЧР, правомерно начала проводить соответствующую работу по социально-культурному и хозяйственному преобразованию.
Однако, в 1992 году в период сложной общественно-политической обстановки и тяжелого экономического положения в ЧР, существовавшие в то время органы власти в полной мере не смогли осуществить в реорганизованном районе социально-экономические и хозяйственные меры по преобразованию и развитию региона.
Лидеры Ингушетии, начиная с первого дня радикальных перемен в бывшей Чечено-Ингушетии, начали искусственно осуществлять политику нового национально-демографического курса на исконных чеченских землях. Они же забыли, что в борьбе за выживание в XIX веке плоскостные земли ингушам предоставлялись чеченцами в пользование, в том числе и земли современного Назрановского и Малгобекского районов. Новые же земли ингушам стали выделять за их участие в казачьих формированиях.
В 1992 году временные органы власти Ингушетии воспользовались сложившейся сложной общественно-политической ситуацией в ЧР, стали, как и прежде, заселять Сунженский район ЧР представителями ингушской национальности, ранее проживавшими в Северной Осетии-Алании. Представители чеченской национальности, работавшие в Сунженском районе на различных постах, под давлением митинговых страстей выдавливались из района. Другая часть чеченцев во избежание острых конфликтов бросала не только работу, но и меняла место жительства, так как уже имелись случаи столкновений между чеченцами и ингушами. Должностные лица, направляемые на работу в Сунженский район властями ЧР, не имея возможности приступить к исполнению своих обязанностей, возвращались в Грозный. Такое положение на территории Сунженского района ЧР продолжалось до середины 1992 года, а временные органы власти Ингушетии активно действовали по нейтрализации власти Грозного в Сунженском районе.
4 июня 1992 года Верховный Совет РФ, рассмотрев предложение Президента РФ, принял Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ», без определения границ. (Впрочем, надо отметить, на наш взгляд, что по своей правовой природе он же является правовым актом). Вопрос о ЧР должен был решаться после урегулирования кризисной ситуации в республике. Между тем, законом поручалось правительству РФ, в целях реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, создать Государственную комиссию правительства и осуществить подготовку правовых и организационных мер по государственно-территориальному разграничению. Решение всех спорных вопросов осуществить в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Закон также определял порядок и сроки проведения выборов. Статьей 4 данного закона устанавливался переходный период для решения вопросов, связанных с образованием Ингушской Республики до марта 1994 года.
Постановлением Верховного Совета РФ № 2928-1 от 4 июня 1992 года был установлен порядок введения закона в действие, в котором отмечено, что территория Ингушской Республики образуется Постановлением Верховного Совета РФ по представлению результатов работы государственной комиссии, созданной правительством РФ. Этой же комиссии предписывалось на основе согласования всех заинтересованных сторон до 31 декабря 1993 года внести предложения об определении границ Ингушской Республики и нормализации ее функционирования. Но, государственная комиссия РФ, несмотря на предписание правительства России, указания его не выполнила ни по одному направлению.
В 1992 и уже в 1993 гг. по решению этого вопроса работала двусторонняя комиссия Чеченской и Ингушской республик, по итогам которой были подписаны документы, подтверждающие необходимость установления границ между ЧР и РИ по 1934 году. Однако, эти документы остались нереализованными по вине ингушской стороны. Дальнейшая история событий развернулась так, что среди граждан ЧР стали активно распространять копии всевозможных административных карт 1926, 1928 гг, т.е. периода, когда еще Сунженский округ не был включен в состав Чеченской автономной области.
Стоит отметить, что с момента включения части Сунженского округа в состав Чеченской автономной области в 1929 году и объединения Чеченской и Ингушской автономных областей в 1934 году, административная граница между этими двумя субъектами юридически не менялась никогда.
Миф о том, что два чеченских района - Сунженский и Малгобекский - кем-то подарены, переданы или еще что-то, вроде проданы соседней Ингушетии, не имеет под собой никакой основы. Нет в природе ни одного документа, подтверждающего факт передачи земель этих районов кому-либо.
Достаточно свидетельств по данному вопросу содержат и правительственные документы того периода. Это различные протоколы намерений и рабочих групп, соглашения сторон, распоряжения о создании государственных комиссий ЧР, куда включались жесткие по территориальным вопросам представители чеченской власти. Наконец, Договор «О разграничении территории ЧРИ и РИ», подписанный тогдашними руководителями этих республик - Дудаевым и Аушевым. В соответствии с этим Договором, во-первых: граница между ЧР и РФ на ингушском участке (как было написано в Договоре) определялась по 1934 году и временно должна была оставаться прозрачной. Во-вторых, территория Сунженского и Малгобекского районов признавалась под юрисдикцией ЧРИ. В-третьих, в Договоре перечислялись входящие в состав ЧРИ населенные пункты: Ассиновская, Аршты, Чемульга, Нестеровская, Орджоникидзевская (Слепцовская), Троицкая, Карабулак, Пседах, Вознесеновская, Вежарийн-Юрт, Акки-Юрт, Южный и т.д. Об этом соглашении упоминает бывший спикер РФ Р.И. Хасбулатов в своей книге «Взорванная жизнь», изданной в Москве в 2001 году.
Между тем, нас удивляет парадоксальная крайность, когда представители не только власти, но и почти всего населения Республики Ингушетия, не имея на то абсолютно никаких прав, в нарушение Конституции Российской Федерации, периодически обращаются во все вышестоящие инстанции РФ, пытаясь, минуя чеченскую сторону, в одностороннем порядке решить вопрос о закреплении территории Сунженского и Малгобекского районов за Республикой Ингушетия.
Следует также отметить, что власти Республики Ингушетии в своих многочисленных письмах и обращениях в адрес руководства страны не нашли возможным даже упомянуть, что такая ситуация сложилась вследствие не исполнения Федеральным центром законов «О реабилитации репрессированных народов» (статей 3,4 и 6) Закона РФ «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» (статья 2), Закона РФ «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов» от 16 сентября 1995 года и т.д.
Большое значение также имеет решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по этому вопросу 16 сентября 1993 года, в соответствии с которым Верховному Совету РФ, Правительству РФ и Государственной комиссии по определению границ Ингушской Республики надлежало своевременно и неукоснительно выполнить все возложенные на них обязанности, в соответствии с Законом РФ от 4 июня 1992 года «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ», статьи 3 Закона РФ от 3 июля 1992 года, «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и другими относящимися к данному вопросу нормативными актами. Однако данное судебное решение до настоящего времени также не исполнено.
Не состоялась также и реализация ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в том числе, проведение выборов в органы местного самоуправления на спорных территориях) по изложенным выше причинам.
В настоящее время остро стоит вопрос об утверждении границ между ЧР и РИ, переговоры, по которым, на наш взгляд, должны были пройти еще в 2003 году с принятием Конституции ЧР.
Правительству РФ следует безотлагательно образовать Государственную комиссию по определению границ (не стихийно возникших), а вновь созданного субъекта РИ, и утверждению границ ЧР в соответствии с нормами действующей Конституции РФ.
Ваха Муртазалиев, кандидат юридических наук,
доцент кафедры конституционного и административного права ЧГУ
https://www.grozny-inform.ru/news/society/41293/=======================================
Р. Кадыров: Отпор нужно было давать бандитам, а не сотрудникам полиции19.04.2013 20:44
В Чеченской Республике с удивлением восприняты заявления руководства Ингушетии об инциденте, якобы имевшем место в селе Аршты.
Сегодня Глава ЧР Рамзан Кадыров провел по данному вопросу совещание.
«Я крайне удивлен заявлениями представителей руководства Ингушетии и лично Юнус-Бека Евкурова. Создается впечатление, что Президент Республики Ингушетия накануне Съезда ингушского народа поставил перед собой цель любыми средствами и путями спровоцировать какой-либо конфликт», - заявил Р. Кадыров.
В ходе совещания стало известно, что оперативным путем была получена информация о том, что в квадрате Аршты с большой долей вероятности могут находиться Доку Умаров и террористы из его ближайшего окружения.
С учетом личности Умарова и исходящей от него всему российскому обществу угрозы, было принято решение провести спецоперацию по блокированию и задержанию, а в случае оказания вооруженного сопротивления, нейтрализации Умарова и его банды.
Однако представители правоохранительных органов Ингушетии предприняли попытку спровоцировать конфликт. Было заявлено, что они не позволят проводить операцию.
Получив такое сообщение, на место выехали депутат Госдумы РФ Адам Делимханов, являющийся в течение нескольких лет ответственным за проведение спецопераций на данном направлении, а также первый замминстра МВД по ЧР Апти Алаудинов.
«Если Евкуров забыл, то это тот самый Адам Делимханов, который в 2011 году под охраной провел его в Аршты, и, по совместной с Евкуровым договоренности, был назначен руководителем спецопераций на этом направлении. И это решение никем не отменено»,- сообщил Р.Кадыров.
Прибыв к месту проведения операции, А. Делимханов и А. Алаудинов убедились в том, что находящиеся здесь представители правоохранительных органов и Совбеза Ингушетии имеют перед собой четкую задачу вызвать конфликт.
Взвешенные и решительные действия А. Делимханова и А. Алаудинова не позволили событиям развиться по заранее спланированному представителями руководства РИ сценарию.
После того, как сотрудники Совбеза Ингушетии принесли свои извинения за неправомочные действия, А. Делимханов и А. Алаудинов отменили проведения операции и вернулись в Ачхой-Мартан.
Стало очевидным, что проведение операции по нейтрализации банды Умарова в подобной ситуации уже не представлялось возможным, так как время и эффект внезапности были упущены.
При этом более чем странными выглядят заявления о том, что кто-то из сотрудников полиции Ингушетии пострадал, и даже, якобы, кто-то был избит. Ни к кому из сотрудников правоохранительных органов Ингушетии не была применена сила, никто из них не пострадал.
«Я считаю необходимым напомнить, что банды самых опасных и отъявленных террористов много лет назад свили себе гнездо в селе Аршты и в других населенных пунктах, расположенных рядом. Они чувствовали себя здесь в абсолютной безопасности. Если Евкуров сейчас ведет речи о территориях и заявляет, что не позволит проводить операции, спрашивается: почему же он сам не занимается обезвреживанием бандитов в этом секторе, почему он позволил террористам обосноваться в Аршты и других населенных пунктах?»,- подчеркнул Р.Кадыров
«Когда Юнус-Бек Евкуров получил тяжелые травмы и находился в больнице, в республике подняли голову близкие ему люди. Они надеялись, что он не вернется к власти, заранее делили кресла. Именно мы их успокоили, напомнив, что президентом, пока он жив, является Евкуров», - сказал Глава ЧР.
Он заметил, что «Евкурову следует напомнить - мы живем в единой стране, где функции обеспечения безопасности на всей ее территории возложены на федеральные правоохранительные органы и спецслужбы. Между Чечней и Ингушетией нет стены, как между Америкой и Мексикой или Израилем и сектором Газа. Спецоперации проводятся и будут проводиться НАКом на любой территории и в любом регионе, если в этом появится необходимость. А разговоры о том, что кто-то позволит или не позволит их проведение, никто не будет слушать. А чтобы подобные операции не проводились, нужно навести и поддерживать у себя порядок, а не ходить по домам уничтоженных террористов и выражать соболезнования».
«В Чечне бандформирования давно уничтожены, однако боевики проходят подготовку в Ингушетии и пытаются совершать тяжкие преступления за пределами РИ.
Если Евкурову неизвестно или он забыл, то хочу напомнить, что за этот период под руководством А. Делимханова сотрудниками полиции и спецслужб в данном секторе уничтожены 160 боевиков, более ста участников НВФ и их пособников задержаны. Во время операций в лесном массиве вокруг Аршты погибли 42 сотрудника МВД по ЧР, 68 человек получили ранения»,- подчеркнул Р. Кадыров.
Он также отметил, что «задержанный при проведении спецоперации один из самых отъявленных главарей террористов Рустам Махаури заявил, что в течение 10 лет в Аршты и в близлежащем лесу его банду не трогал никто. После этих слов трудно ставить под сомнение информацию о том, что в руководстве Ингушетии есть люди, которые не только не мешают боевикам, но, возможно, и платят им дань».
«Также следует напомнить Евкурову, что мы в свое время неоднократно предлагали координировать действия по борьбе с бандформированиями¸ более того, мы покупали форму и спецсредства для сотрудников МВД Ингушетии», - сказал он.
«Более чем странными выглядят слова Евкурова о том, что нужно дать отпор чеченским силовикам. Нет в природе чеченских силовиков. Это подразделения федеральных сил. А отпор нужно было давать бандитам, а не сотрудникам полиции.
Если он считает, что действия данного подразделения были незаконными, то я заявляю: все действия Кадырова являются правильными и основаны на законах Российской Федерации. Адам Делимханов, о котором он говорит, почти месяц безвыездно находился в лесном массиве в районе Аршты, непосредственно участвуя в операциях. Я неоднократно выезжал в Аршты и другие населенными пункты и лично координировал действиями участников операции.
Если бы мы в свое время не уничтожили логово террористов, то сегодня они погрузили бы Ингушетию в хаос и беззаконие. Нужно было Евкурову благодарить нас за ликвидацию бандитов, а не выражать свое недовольство»,- сказал Глава ЧР.
«Мы находимся на расстоянии получаса езды от Магаса. Если Евкуров считает, что мы что-то делаем неправильно, он может приехать или, позвонив, попросить меня о встрече. Любая ситуация может быть урегулирована и понята, если ее изучить и обсудить.
Однако Евкурову, как я уже сказал, нужен конфликт. Ему нужно создать в лице чеченского народа и его руководства образ врага, а самому выступить в качестве спасителя ингушского народа. Это тщетные попытки. Для ингушского народа никогда не исходила, и впредь никогда не будет исходить угроза со стороны чеченского народа.
Мы являемся единым вайнахским народом, у которого, как я ранее подчеркивал, один язык, одна вера, одна судьба и одна история. Евкуровы приходят и уходят, а жизнь народа, как заметил один известный писатель, «бессмертна, чтобы ни было бы с ним», - подчеркнул Р.Кадыров.
Р. Кадыров также коснулся вопроса о блок-постах.
«Евкуров грозится выставить блок-посты, укрепить их бронетехникой. Разве ему недостаточно тех блок-постов, которые существуют между Ингушетией и Северной Осетией, через которые ему приходится проезжать, когда он едет домой?
Я ездил на тезет Евкурова в Северную Осетию. Со мной на 20 машинах были известные в Чечне люди, представители духовенства. И мы, естественно, проехали через пост на границе Ингушетии и Северной Осетии. У нас-то проблем не было, а вот как он себя чувствует, будучи вынужденным предъявлять документы на пути к родному дому, не совсем понятно.
Я неоднократно заявлял и сейчас говорю: блок-посты на Северном Кавказе нужно демонтировать, а не строить на каждой дороге крепости. Мы должны стремиться к единству народов России, а не возводить между ними оборонительные сооружения и стравливать их между собой», - отметил Глава ЧР.
«В последнее время Евкуров любит много говорить про какие-то территориальные споры. У нас никогда не было и нет территориальных претензий к Ингушетии. Мы знаем, где проходит линия размежевания. Это знает и Евкуров.
Учитывая, что между нами существуют вековые узы братства и единства, во время встречи в Москве, в Администрации Президента России, мы договорились с Евкуровым, что не будем поднимать вопрос границы до полной стабилизации обстановки.
Более того, мы приняли решение, что никогда не будем предпринимать действия, которые могли бы негативно сказаться на наших взаимоотношениях.
Однако Евкуров, воспользовавшись тем, что мы поверили в искренность его слов, предпринял попытку включить в состав Ингушетии территории, которые никогда в Ингушетию не входили.
Я еще раз напоминаю, что мы ценим добрососедство, не претендуем на чужое. Но у земли, через которую Евкуров пытается провести границы, есть хозяин. И это чеченский народ», - заявил Глава ЧР Рамзан Кадыров.
Он еще раз обратил внимание представителей правоохранительных органов на необходимость уважительного отношения к водителям и пассажирам автомашин, едущим из Ингушетии.
«Жители Ингушетии, приезжающие к нам в гости или проезжающие через Чечню, должны чувствовать себя более чем комфортно. Оказывайте им любую помощь и поддержку. Также нужно оказывать содействие тем, кто желает учиться в наших вузах, работать в Чечне. Любые недоразумения уйдут в прошлое, а народы должны быть едины», - подчеркнул Р.Кадыров.
Он поручил соответствующим министерствам и ведомствам тесно взаимодействовать с коллегами из Ингушетии, проводить совместные акции или торжества.
«Я буду строго спрашивать, если узнаю, что проведено хотя бы одно значимое мероприятие без приглашения наших братьев из Ингушетии. И все это должно происходить без лишней формальности. Пусть ингуши едут к нам, как к себе домой. Это наши братья, независимо от того, нравится это кому-либо или нет», - сказал Глава ЧР.
Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики
https://www.grozny-inform.ru/news/politic/41570/
=========================================
Встреча Рамзана Кадырова с руководителями ведущих СМИ оценена как «откровенная и искренняя»28.05.2013 17:43
Завершился визит в Чеченскую Республику руководителей более 30 ведущих СМИ страны, которые провели здесь первое выездное заседание «Клуба руководителей ведущих СМИ».
Фото Ибрагима Эстамирова
Программа пребывания гостей в республике была очень насыщенная. В первый же день состоялась встреча гостей с Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. По признанию Генерального директора «ИТАР-ТАСС» Сергея Михайлова, «встреча была очень откровенная и искренняя».
-Обычно мы собирались у нас в Москве, но на этот раз, по приглашению Рамзана Кадырова, заседание Клуба провели в Грозном. За что ему большое спасибо. Мы побывали в городах Аргун и Гудермес. Своими глазами увидели, как строится и развивается Чечня. Хочу сказать, что все любят вашу республику,- заявил С.Михайлов на встрече, состоявшейся в понедельник вечером, 27 мая, в Грозном со студентами Чеченского государственного университета.
Общение Рамзана Кадырова с главными редакторами российских СМИ длилось более четырех часов. За это время Р. Кадыров ответил на 72 вопроса. Встреча прошла в городской резиденции главы региона в неформальной обстановке на берегу живописного пруда. Под большим шатром для гостей были накрыты столы. Вопросы, заданные Р. Кадырову, были разноплановыми. Начиная от съемок фильма «Бирюза» в Грозном и заканчивая вопросами строительства нефтеперерабатывающего завода, определения границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, о мерах по возвращению русскоязычного населения, ликвидации безработицы в регионе.
Касаясь границ с Ингушетией, Р. Кадыров отметил, что не допустит развития конфликта с ингушским народом из-за спорных территорий. При этом высказал мнение, что для решения этого вопроса необходимо вернуться на исходные позиции.
«Ингуши - наши братья, я никогда не пойду на конфликт с ингушским народом из-за земли, даже готов отдать еще больше земли, чтобы избежать разногласий с братским народом. Мы не поднимали этот вопрос, пока не узнали случайно в прошлом году, что руководство Ингушетии провело межевание земель, расположенных в приграничной зоне. Даже действующий у нас на территории госхоз размежевали, и он оказался на карте Ингушетии. Я начну разговор о разграничении границ только тогда, когда мы вернемся на исходные позиции, отменив проведенные межевания с ингушской стороны», - сказал Глава ЧР.
На встрече редактора ведущих российских СМИ сообщили, что Рамзан Кадыров в регулярно проводимых информагентствами рейтингах популярности глав регионов стабильно находится в лидерах. Касаясь в связи с этим возможности выхода Главы ЧР на федеральный уровень и возможности решения проблем всей страны, Р. Кадыров ответил, что он собирается завершить свою политическую карьеру в республике.
Отвечая на вопрос редакторов о взаимоотношениях с Владиславом Сурковым, Глава ЧР Рамзан Кадыров отметил, что они не просто друзья.
«Мы с Владиславом Юрьевичем не друзья, а братья. Мы дружим семьями. Он сильный специалист и однозначно необходимый для России человек. Я ему с удовольствием уступил бы место главы республики. И на выборах поддержал бы его. Потому что такого сильного специалиста мы нигде, никогда не найдем. Такие люди очень нужны. Я думаю, что Владимир Путин примет правильное решение и В. Сурков останется в его команде.
Говоря о его роли в российской государственной политике, Глава ЧР напомнил, что «после гибели первого Президента ЧР А.-Х. Кадырова В. Сурков всегда добивался справедливости, чего многие не могли. И он доводил до президента страны истину. И президент всегда принимал правильные решения».
Отвечая на вопрос, боится ли он, пока, во всяком случае, Путин не принял решения о возвращении В. Суркова на работу, дружбы с идеологом Кремля, Р. Кадыров заметил, что не определяет друзей по политике.
«Я не определяю по политике друзей и братьев. Он мой названный брат и останется им навсегда. Какой же я мужчина, если буду отказываться от брата после его увольнения? Я же не из-за того с ним дружу, что он в Кремле большой человек или в правительстве руководитель аппарата. В самые трудные годы нас объединяло взаимопонимание, а также служение народу и государству. Даже если мне повредит дружба с В. Сурковым, я буду гордиться нашим родством. В. Сурков - чистый чеченец. Потому что у нас национальная принадлежность идет по отцовской линии. Если отец чеченец, то он тоже чеченец. Он сам не скрывает этого. Когда мы с ним ездили в Шатой, Итум-Кали и проезжали его родовое село Дуба-Юрт, он показал мне места, где он, будучи ребенком, играл. Он все хорошо помнит», - рассказал Р. Кадыров.
Касаясь вопроса увеличения потока мигрантов из России, Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заметил, что это «нормальное явление».
«Я считаю совершенно нормальным явлением, что россияне, в том числе и чеченцы, обустраивают свою жизнь в Европе, в странах СНГ. Во всем мире идут миграционные процессы. Хотя в прошлом году, например, из 50 тысяч чеченцев, приехавших погостить домой из-за рубежа, 30 тысяч остались в республике. Многие чеченцы возвращаются на свою землю», - сказал Р. Кадыров. Он отметил, что в республику вернулись чеченцы, долгое время проживавшие в Турции. «Мы приняли 27 семей, вернувшихся из Турции. Все они получили квартиры», - сообщил Глава ЧР.
Рамзан Кадыров заявил также, что в горах региона нет боевиков.
«Мы прочесали полностью горную местность в Шатойском, Курчалоевском и Итум-Калинском районах республики, не нашли ни одного «шайтана», горы у нас чистые. Только в районе ингушской границы осталось несколько десятков боевиков. Они бегают туда-сюда, но мы их тоже уничтожим», - сказал Р. Кадыров.
Глава ЧР также отметил, что не хотел бы, чтобы Доку Умаров, который является главарем бандподполья на Северном Кавказе, умер своей смертью.
«Спецслужбы ищут его и не переставали искать. Возможно, он где-то забурился поглубже и сидит. Он может быть где угодно. Моя мечта — уничтожить Доку Умарова. И я хотел бы, чтобы это сделали чеченские силовики. Будет очень обидно, если он умрет своей смертью», - сказал Р. Кадыров.
На вопрос заместителя главного редактора телекомпании «РЕН-ТВ» Марианны Максимовской о том, что нужно сделать для того, чтобы примирить Дагестан, Р. Кадыров отметил, что «руководство Дагестана способно решить ситуацию, сложившуюся в регионе».
«Рамазан Абдулатипов человек с большим опытом работы. Ему доверили Дагестан, и именно ему поручили заняться этим регионом России. Рамазан Абдулатипов очень сильный специалист, и дай Аллах, чтобы дагестанский народ его понял, чтобы они все вместе нашли общий язык и вместе выиграли борьбу с терроризмом, с коррупцией. Он успешно это делает. Когда ему что-то не понятно, он спрашивает, обращается за советом. Он патриот и любит свой народ, я думаю, что он справится с возложенными на него задачами», - сказал Р. Кадыров.
Рамзан Кадыров заявил на встрече, что, несмотря на существующие трудности, задачи, которые ставит федеральный центр перед регионом, выполняются в полной мере.
Глава ЧР пояснил, что в республике, где произошли военные действия, в результате которых погибло сотни тысяч людей, пять тысяч человек числятся без вести пропавшими, наладить диалог обществ и власти было непростым делом.
«И в такой ситуации, когда республика практически вся лежала в руинах, а люди были истерзаны войной, я должен был вести диалог с народом, вести его за собой. 5 тысяч пропавших без вести, которых мы до сих пор не можем найти. Это целое село. Если призадуматься, найти общий язык с этим народом - задача не из легких. Но благодаря нашим традициям и обычаям удалось наладить диалог общества и власти. Жители республики с пониманием относятся ко всему, что мы проводим в регионе. Мы доказали всем, что в Чеченской Республике народ и власть единое целое, а мы, которые сидим в руководстве, являемся слугами народа. Поэтому у нас развиваться и строить получается лучше, чем в других регионах», - сказал Р. Кадыров.
«Неприятно, когда в соцсетях пишут, что республика строится за счет налогов, которые платят жители России. Большинство регионов являются дотационными, а Чеченская Республика находится на 11-м месте по дотациям. Была принята федеральная целевая программа, по которой мы защитили более 100 млрд. рублей. Потом эту программу несколько раз секвестировали. В итоге сумма на реализацию программы стала в разы меньше. А сколько средств было потрачено на реконструкцию Большого театра в Москве? Но никто об этом не говорит. Никто не говорит о том, сколько мы построили театров, школ, больниц, дорог, мостов, жилья. Возьмем, к примеру, вопрос по выдаче в республике компенсаций за разрушенное жилье и утраченное имущество. Если, к примеру, у вас разрушили квартиру в Москве, дачу и вам предлагают в качестве возмещения ущерба 300 тысяч рублей, как вы бы к этому отнеслись? При любых стихийных бедствиях или ЧП в других регионах выплачивают компенсацию в размере 1,5-2 млн. рублей, а чеченцам предложили компенсацию в размере 350 тысяч рублей. Мы - часть территории Российской Федерации и являемся полноправными гражданами этой страны. Поэтому такие высказывания граждан говорит о том, что они не владеют всей ситуацией», - сказал Р. Кадыров.
Одной из основных проблем развития агропромышленного комплекса региона Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров назвал разминирование сельхозземель.
«Мы достигли хороших показателей в развитии АПК республики. Побывавший недавно у нас в гостях министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров был очень доволен и даже немного удивлен тем, какими темпами у нас развивается это направление. На сегодняшний день основная наша проблема заключается в том, что до сих пор огромные площади земель сельскохозяйственного назначения находятся не разминированными», - сказал Р. Кадыров.
При этом глава региона отметил, что на сегодняшний день ситуация в этом вопросе в корне изменилась.
«До сих пор были просто разговоры о необходимости разминирования сельхоззелемь, но после изменений, произошедших в структуре Министерства обороны, этой проблемой наконец-таки занялись конкретно. Надеюсь, что в скором будущем вопрос разминирования территории региона будет полностью снят», - сказал Р. Кадыров.
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров прокомментировал свое отношение к происходящим в Америке событиям. Р. Кадыров отметил, что братья Царнаевы, обвиняемые в теракте в Бостоне, были способны на подобные преступления.
«Я по своим каналам проверил информацию о братьях. Те, кто знал их близко, подтверждают, что они могли совершить противозаконные действия в любой стране. Но хочу подчеркнуть, что братья Царнаевы не имеют никакого отношения к Чеченской Республике, они являются гражданами Америки. Что касается Ибрагима Тодашева, это был хороший парень. Его отец - исключительно воспитанный и порядочный человек, работает у нас на государственной должности. В последнем с отцом телефонном разговоре Ибрагим Тодашев сказал ему, что хочет вернуться домой, что в Америке начались притеснения чеченцев. Но домой он не вернулся, его убили», - сказал Р. Кадыров.
«Мне не совсем понятна политика Белого дома. Когда убийства происходят в самой Америке, то американцы начинают поднимать шум на весь мир, а когда совершались террористические акты в России и гибли ни в чем не повинные люди, эти же американцы не проявляли никакого интереса к происходящему. Америка принимает участие во многих конфликтах на Ближнем Востоке. В зависимости от своих интересов по-разному относится и к терроризму. Такая политика двойных стандартов вызывает недоумение», - подчеркнул Р. Кадыров.
Встреча руководителей ведущих СМИ продолжалась более четырех часов. Далее гости направились в Чеченский государственный университет, где встретились со студентами отделения журналистики и блогерами республики. Здесь, гости прокомментировали встречу с Главой ЧР Рамзаном Кадыровым.
Генеральный директор «ИТАР-ТАСС» Сергей Михайлов подчеркнул, «мы узнали правду из первых уст. Правду о происходящих событиях в Чечне. Эта поездка дала нам возможность воочию увидеть и услышать, что на самом деле происходит в республике. И наши выводы сделаны на основе правды, а не слухов, которые часто появляются в нашем обществе. Мы своими глазами увидели, как растет и крепнет республика».
По признанию первого заместителя Генерального директора «ИТАР-ТАСС» Михаила Калмыкова, «на моей памяти было много встреч, но такой не было никогда. Она длилась рекордные - 4,5 часа и была очень представительная. Мы смогли лично задать все интересующие нас вопросы Главе ЧР Рамзану Кадырову».
На встрече со студентами руководители ведущих СМИ студенты подняли и вопрос о возможности прохождения учебной практики в возглавляемых ими СМИ.
Чеченских студентов взять на практику изъявили желание многие СМИ. В том числе газеты - «Российская газета», «Новые известия», Информационное агентство «ИТАР-ТАСС», Радиостанция «Голос России».
- Мы готовы принять на практику чеченских студентов и помогать им во всем, - заверил студентов главный редактор «РГ» В.А.Фронин, но, признался, что, к сожалению, проезд и проживание обеспечить издание не сможет.
На встрече со студентами прозвучало немало вопросов, тоже острых и очень актуальных.
Министр территориального развития, национальной политики и массовых коммуникаций ЧР М.Хучиев призвал студентов задавать интересные и волнующие их вопросы.
Почти каждый вопрос переходил в бурное обсуждение и даже полемику. Здесь звучали разные точки зрения по различным вопросам. Но, главная мысль всех выступлений заключалась в том, что нам всем необходимо научиться жить вместе.
-Мы должны научиться понимать друг друга и не должны допускать разделений по национальному и религиозному признаку,- сказал В. Фронин главный редактор «РГ».
Заместитель главного редактора «РЕН-ТВ» М.Максимовская подчеркнула на встрече, что в обществе необходимо проводить разъяснения, которые позволили бы избежать многие недопонимании и ошибки.
Гости заверили всех, что предвзятого отношения к чеченскому народу нет. А заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец» А.Муждабаев подчеркнул, что для него чеченцы - это те два подростка - Мовсар Джамаев и Рустам Даудов, которые спасли более 20 человек от пуль Брейвика, расстрелявшего 76 участников молодежного лагеря. Такое заявление зал встретил бурными аплодисментами.
Проректор по науке ЧГУ Т.Мазаева подчеркнула, что, к сожалению, многие СМИ в погоне за сенсацией показывают низкопробные передачи, которые сеют раздор, порождают насилие и безнравственность. Мазаева призвала представителей СМИ быть деликатными, ведь «молодежь тоже все это смотрит, а ее нужно учить добру и пониманию»,- добавила она.
Здесь также прозвучало мнение, что редакторам ведущих федеральных изданий стоит наладить тесное взаимодействие с региональными редакторами.
Подводя итоги встречи, генеральный директор «ИТАР-ТАСС» С.Михайлов подчеркнул, что «слова журналистов должно быть направлены на сближение народов».
После окончания встречи со студентами, а это было после 20.00, для гостей была организована экскурсия по столице Чечни. Они посетили Центральную мечеть имени первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, комплекс высотных зданий «Грозный-Сити», прошлись по проспекту Владимира Путина.
Напомним, эта встреча прошла в рамках выездного заседания Клуба руководителей ведущих СМИ страны. В ней принимали участие более 30 известных журналистов России.
Малика Ибаева
https://www.grozny-inform.ru/news/express/42617/