Учёные — компас Уммы, о т их праведности зависит праведность самой УммыЧасть II
Абдур-Рахман аль-Амирий — Йемен
Ислам побуждает нас к приобретению знаний, ведь посредством знаний исправляются дела, касающиеся этой жизни и Последующей. Без знаний будет распространяться нечестие на земле, уничтожатся посевы и погибнет потомство. Знания от Творца являются мерилом богобоязненности и достоинства. Более того, посредством знаний Аллах возвысил потомков Адама над мирами, почтил их перед другими творениями, такими как джинны, ангелы и шайтаны. Поэтому в Коране Аллах восхваляет учёных, возвышает их статус и положение:
شَهِدَ ٱ للَّهُ أَنَّهُ ۥ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَ ٱ لۡمَلَٰٓئِكَةُ وَأُوْلُواْ ٱ لۡعِلۡمِ قَآئِمَۢا بِ ٱ لۡقِسۡطِۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱ لۡعَزِيزُ ٱ لۡحَكِيمُ ١٨
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3:18). Мы видим, как Аллах Своё свидетельство, свидетельство ангелов и учёных ставит в один ряд. И этого уже достаточно, чтобы сказать о достоинстве учёных перед невеждами. Так в чём же заключаются роль и ответственность учёных, возложенные на них Шариатом? Они заключаются в следующем:
1) Учёные обязаны понимать сложившуюся ситуацию, текущее положение дел, а затем выводить на это шариатский хукм. И здесь не учитывается то, будут довольны этим хукмом правитель и Умма или нет. Ведь это делается ради исправления Уммы, ради её возрождения, т.к. без Шариата она будет двигаться в сторону упадка.
2) Учёные должны давать наставления и говорить правду в лицо правителям, быть смелыми, мужественными, держать дистанцию в отношениях с правителями, чтобы избежать предлагаемых им обольщений и возможностей. Они должны лишь донести до правителей хукмы Ислама недвусмысленно, без угодливости. Более того, учёные должны вести контроль за делами правителей, чтобы со стороны последних не было действий, противоречащих Исламу, попирающих права Уммы, несущих вред её интересам. В случае совершения действия, противоречащего Исламу, необходимо исправлять правителей, и здесь не важно, поступила жалоба со стороны граждан или нет. Коран предостерёг тех учёных, которые отказываются от выполнения своей роли, которые последовали по стопам дьявола, страстей и соблазна:
وَ ٱ تۡلُ عَلَيۡهِمۡ نَبَأَ ٱ لَّذِيٓ ءَاتَيۡنَٰهُ ءَايَٰتِنَا فَ ٱ نسَلَخَ مِنۡهَا فَأَتۡبَعَهُ ٱ لشَّيۡطَٰنُ فَكَانَ مِنَ ٱ لۡغَاوِينَ ١٧٥
«Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Дьявол последовал за ним, и он стал заблудшим» (7:175).
3) Они должны просвещать Умму хукмами Ислама, воспитывать армии новых учёных, которые также будут вести деятельность по возрождению Уммы, которые будут занимать лидирующие позиции, будут в центре событий, будут защищать Умму от разного рода потрясений. Ведь именно учёные должны освещать факты, раскрывать заговоры и интриги. Учёные выступают в роли сознательного попечителя Уммы и выводят шариатские хукмы на новые проблемы, что позволяет Умме двигаться к довольству Всевышнего. Однако всё это возможно лишь с наличием правильного просвещения в Умме. Поэтому необходимо проводить лекции, уроки, дискуссии, форумы, приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. Последнее является вершиной упомянутых дел, именно оно является основным двигателем любых идейных изменений.
4) Учёные должны постоянно побуждать правителей, мусульман и армии к ведению призыва и джихада, возбуждать в них энтузиазм и стремление к этому. Ведь призыв и джихад ведут к осуществлению той цели, которую преследует Ислам:
وَكَذَٰلِكَ جَعَلۡنَٰكُمۡ أُمَّةٗ وَسَطٗا لِّتَكُونُواْ شُهَدَآءَ عَلَى ٱ لنَّاسِ وَيَكُونَ ٱ لرَّسُولُ عَلَيۡكُمۡ شَهِيدٗا
«Мы сделали вас справедливой (посреднической) общиной, чтобы вы были свидетелями в отношении людей, а Посланник был свидетелем в отношении вас» (2:143). Учёные должны противостоять провокационным слухам и идеям, которые противоречат Исламу.
5) Учёные должны соблюдать свой договор с Аллахом. Суть этого договора заключается в том, что они должны разъяснять хукмы Аллаха, распространять их, не скрывать от других. Всевышний сказал:
يَوۡمَئِذٖ يَوَدُّ ٱ لَّذِينَ كَفَرُواْ وَعَصَوُاْ ٱ لرَّسُولَ لَوۡ تُسَوَّىٰ بِهِمُ ٱ لۡأَرۡضُ وَلَا يَكۡتُمُونَ ٱ للَّهَ حَدِيثٗا ٤٢
«В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, чтобы земля сровнялась с ними. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы» (4:42),
فَوَيۡلٞ لِّلَّذِينَ يَكۡتُبُونَ ٱ لۡكِتَٰبَ بِأَيۡدِيهِمۡ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنۡ عِندِ ٱ للَّهِ لِيَشۡتَرُواْ بِهِ ۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَوَيۡلٞ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتۡ أَيۡدِيهِمۡ وَوَيۡلٞ لَّهُم مِّمَّا يَكۡسِبُونَ ٧٩
«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это — от Аллаха», — чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79).
6) Они должны понимать политическую реальность, реальность народов, государств и их политику. Понимать разницу между государствами, с которыми имеется договор, и государствами, которые находятся с нами в состоянии войны. Они должны вести деятельность по разоблачению заговоров и интриг против Уммы, чтобы уничтожить проекты Запада. Они должны укреплять Умму посредством обучения Исламским идеям, разъяснения событий, политических анализов, дабы Умма обрела политическую сознательность.
7) Учёные должны вести деятельность для объединения Уммы вокруг проекта Второго Праведного Халифата. Это необходимо делать посредством разъяснения аятов и хадисов, указывающих на Халифат, что позволит создать общественное мнение и рычаг давления на власть имущих, которые идут вразрез с проектом Уммы. В дальнейшем сознательность Уммы позволит быть предохранительным клапаном, чтобы государство не пошло по запретному пути.
На сегодняшний день Умма с её партиями, группами, индивидами испробовала все методы, которые, по её мнению, вели к возрождению. Однако каждый раз это были провальные методы, и они ещё больше погружали Умму в пучину упадка и деградации. Причина этого заключается в том, что все эти методы противоречили методу Ислама. А ведь только метод Ислама ведёт к правильному преобразованию. Они пытались проникнуть во власть демократических режимов, но Запад не позволил им этого, и это делалось несмотря на то, что они следовали нешариатским путём. Более того, сама Умма отдалилась от политики, уединилась в мечетях, не участвовала в жизненных делах общества. В результате она не достигла успеха. Также Умма опробовала насильственные методы, но не добилась успеха, опробовала заострить своё внимание на соблюдении мандубов, оставив фарды (правление на основе Ислама, установление Халифата), но не смогла достичь успехов в преобразовании своей реальности. Она опробовала деление по этноконфессиональной принадлежности, что стало катастрофой для Уммы, что привело к служению Западу и к дроблению на суннитов и шиитов. Прав был Всевышний Аллах, когда сказал:
قُلۡ هَٰذِهِ ۦ سَبِيلِيٓ أَدۡعُوٓاْ إِلَى ٱ للَّهِۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا۠ وَمَنِ ٱ تَّبَعَنِيۖ وَسُبۡحَٰنَ ٱ للَّهِ وَمَآ أَنَا۠ مِنَ ٱ لۡمُشۡرِكِينَ ١٠٨
«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (12:108),
وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُ ۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُ ۥ يَوۡمَ ٱ لۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ ١٢٤
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).
Единственное, что осталось партиям, группам и учёным на сегодняшний день, это вернуться к методу Посланника ﷺ и строго следовать ему, если они хотят достичь успехов в преобразовании плачевного положения.
В своё время Посланник Аллаха ﷺ образовал партию из числа своих сподвижников, т.к. метод преобразования — не индивидуальная деятельность, для этого необходима партия. Партия выступает в качестве сердца и разума для тела. Поэтому Посланник ﷺ просвещал аклию своей партии Исламом, укреплял её нафсию поклонением. Он сформировал из членов партии Исламских личностей, которые отличались своей аклией и нафсией, что позволило им донести Ислам до других. Далее Посланник ﷺ обратился за помощью к обладателям силы, чтобы они защитили его сподвижников, его партию от притеснения неверных, чтобы они понесли Ислам другим народам, ведь без обладателей силы это невозможно. Эти две вещи (хизб и обладатели силы) привели к созданию государства, которое правило на основе Ислама. Это государство было политическим образованием, которое претворяло хукмы Ислама внутри себя и несло его призыв за пределы своих границ.
Учитывая то, что Посланник Аллаха ﷺ, которого поддерживали с небес, сформировал сплочение, опирался на него, что уж говорить об учёных и факихах, которые стремятся довести и распространить Ислам, пролить свет на факты и раскрыть заговоры, противостоять доктринам неверия, побуждать Умму к джихаду, говорить правду, вести деятельность по возрождению Уммы. Если они будут вести эту деятельность, то правители-агенты, предатели, интриганы развернут против них борьбу. Учитывая это, как им можно не быть в рядах партии, которая окажет им помощь, будет содействовать в распространении идей Ислама. Они обязаны присоединиться к такой партии или создать её в случае отсутствия. Отдаление от партии не приведёт к преобразованию, и тогда будет легче запугать учёных, избавиться от них, несмотря на то, что Исламская акъыда, в частности — вопросы ризка (удела), судьбы и предопределения, упования на Аллаха, наполнили их сердца.
Поэтому учёные должны находиться в рядах партии. Это обеспечит непрерывность поступления Исламских идей и просвещения не только в Умму, но и в народы остального мира. Неучастие учёных в партийной деятельности ведёт к потере Уммы, уничтожению посевов и потомства, к установлению власти врагов над Уммой, к унаследованию невежества и бедности, утрате религии, изгнанию мусульман, оккупации земель, распространению грехов, к братоубийству между сынами Уммы… А ведь наше положение сегодня таково! Сегодня мы разбрелись в разные стороны, что позволяет Западу пожирать нас по одному.
По вышеупомянутым причинам данные знания должны быть переданы всё новым поколениям учёных, которые с каждым разом будут укреплять Умму, которые буду соблюдать Ислам должным образом. Эти учёные обновят свой договор с Аллахом, пойдут по пути праведных предшественников. Только с такими учёными Умма сможет сохраниться.
Стоит напомнить, что пророки не оставляли после себя в качестве наследства имущества, они оставили после себя знания, которые унаследовали учёные, и так будет до Судного дня. Да, именно знания и учёные выступают гарантами возрождения Уммы, реализации проекта Уммы в лице Второго Праведного Халифата. Именно тогда Умма вернётся к своему былому величию. Именно Халифат гарантирует мир и безопасность в этом мире и Последующем.
О обладатели знаний! Для вас лучше присоединиться к сознательной, искренней, правдивой группе, которая не боится упрёков на правильном пути. Эта группа обладает культурным проектом, в нём разъясняются системы для жизни: экономика, правление, судопроизводство, образование, здравоохранение, жильё и т.д. Всевышний Аллах говорит:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱ لۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِ ٱ لۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱ لۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱ لۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104). Таково требование аята, и отнестись к этому небрежно может лишь заблудший и тот, кто следует за своими страстями. Данный аят завещает наличие группы, которая будет призывать к добру (Исламу), приказывать одобряемое и запрещать предосудительное. Обращение аята пришло в общей форме, оно касается каждого мусульманина, ищущего довольство Всевышнего. И как тут обойтись без учёных, а ведь они — вершина этого дела? Каким образом произойдёт преобразование без них?
Очевидно, что учёные должны быть в первых рядах этой группы, ведь они — наследники пророков, унаследовавшие пророческие знания. Именно учёные унаследовали от Посланника Аллаха ﷺ Ислам, его идеи и хукмы. Поэтому если учёные откажутся присоединяться к правильной группе, то это окажет негативное влияние на упадочное состояние Уммы. Клянусь Аллахом, о наследники пророков, о свидетели Аллаха на земле! Не пора ли вам объединиться вокруг вашего основного дела, проявить ту искренность, которая требуется от вас, принять участие в деятельности по возрождению Уммы, по возвышению дела Уммы, не пора ли стряхнуть с неё пыль унижения и позора? Разве вы не знаете, что ваше бездействие во время несения призыва является основной причиной упадка Уммы? Именно оставление своей роли учёными является одной из причин упадка Уммы и её страданий. Другими словами, это стало бичом страданий, несчастьем и злорадством врагов. Среди учёных есть те, кто фальсифицировал факты, продал свою религию за блага этого мира, вынес и продолжает выносить фетвы, противоречащие Слову Аллаха. Такие учёные стали лицемерить и льстить правителям, т.к. в их глазах появился страх перед угнетением со стороны правителей, но не перед Аллахом — Господом этих правителей. Сегодня такие учёные постановили, что Америка может войти в Ирак, дозволили иметь с ней отношения, назвав её другом мусульман. Они дозволили риба (ростовщичество), назвав это инвестициями, издали фетвы о запрете актов самоподрывов, назвав это самоубийством. Они дозволили избирать правителей, которые правят законами неверия, дозволили избирать парламент, несмотря на то, что он занимается законотворчеством. Они вынесли подобные фетвы, несмотря на то, что мусульмане должны править лишь на основе хукмов Ислама. Они также дозволили братоубийство, несмотря на то, что это отвечает интересам Запада, в частности — Америки и Англии. Правители мусульманских стран налаживают отношения с преступником Нетаньяху, и это уже стало открыто; при этом учёные молчат, не проронив и слова. Что же это за напасть? А где слова истины в лицо несправедливого правителя, ведь за это они будут спрошены в Судный день? Где же ваша богобоязненность, страх перед Всевышним? Почему молчат учёные Египта, КСА, Турции, Ирана, Пакистана, Ирака, Туниса, Катара, Сирии, ОАЭ, Йемена, Палестины, Судана, Марокко? Неужели вы полюбили мирскую жизнь больше, чем Последующую? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последующей жизнью ничтожно. Аллах запретил склоняться в сторону этого мира, ведь она мимолётна и скоротечна:
وَلَا تَرۡكَنُوٓاْ إِلَى ٱ لَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱ لنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱ للَّهِ مِنۡ أَوۡلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ ١١٣
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).
Где же ваша богобоязненность и страх перед Всевышним? Кого нужно бояться: Аллаха или никчёмных правителей? Неужели вы боитесь притеснений? Почему вы не разъясняете мусульманским народам, что правление должно быть лишь на основе Ислама? Зачем вы смешиваете Ислам с неверием? Зачем вы приукрашиваете законы неверия, как это делали Бану Исраил, когда Аллах запретил животный жир для них, но они растапливали его и продавали? Умма Возрождения — это та Умма, что ценит своих учёных, поддерживает их. Однако это не касается тех, кто продал свою религию и пошёл по стопам Шайтана.
Связь между Уммой и учёными должна быть крепкой. Учёные должны начать говорить истину. А Умма должна соблюдать её и изучать свою религии от учёных, которые оживляют её сердце и разум, освещают путь к довольству Господа. Связь учёных с Уммой подобно связи руки с телом, которая способствует развитию и заботе о теле. В нашей же реальности учёные способствуют возрождению Уммы. Всевышний сказал:
وَمَآ أَرۡسَلۡنَا مِن قَبۡلِكَ إِلَّا رِجَالٗا نُّوحِيٓ إِلَيۡهِمۡۖ فَسَۡٔلُوٓاْ أَهۡلَ ٱ لذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ ٤٣
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
Праведность учёных влияет на праведность Уммы, правителей и армий. Каждый из них нуждается в учёных, дабы они повели их по правильному пути, научили их хукмам Аллаха, делали им наставления, укрепляли их, исправляли в случае допущения ошибок. Учёные — словно звёзды во мраке, они — те, кто выводит хукмы из Корана и Сунны, что позволяет идти по правильному пути. Ошибка учёных — это катастрофа, которая отбрасывает Умму назад. Ведь Умма либо идёт по правильному пути, либо нет. Учёные — это компас, который указывает куда двигаться. Они либо указывают в сторону заблуждения, либо в сторону истины.
Мы бы хотели напомнить вам позицию Ахмада ибн Ханбаля, которую он занял во времена халифа Абдуллаха аль-Мамуна перед группой мутазилитов, перед заблуждением Уммы относительно вопроса Корана. Более того, он отказался сделать ат-такыю (скрыть истину из-за страха) в этом вопросе, хотя это позволило бы ему избежать притеснений со стороны правителей. Именно о таких учёных идёт речь в данной статье, именно они являются благочестивыми, праведными, искренними, говорящими слова истины, несмотря ни на что. Причина этого заключается в том, что их взоры устремлены в сторону Последующей жизни, их взор наполнен светом имана, он берёт своё начало из Исламской акъыды.
Но возникает вопрос: каким образом учёные могут возродить Умму?
Возрождение Уммы возможно лишь через правление на основе законов Аллаха. Однако такое правление возможно лишь с наличием правителя, рядом с которым находятся искренние учёные, контролирующие его, чтобы не произошло отклонения от правильного пути, чтобы Умма не упала в бездну невежества. А если правитель отойдёт от истины, то они должны исправить его. А если какой-либо ненавистник попытается преподнести неИсламскую идею как Исламскую, то учёные должны пролить свет на эту ложь.
Если же сам учёный отойдёт от правильного пути, то другой учёный должен сделать ему наставление, исправить его. Умма никогда не останется без праведных учёных, таково благо Ислама, ведь каждые 100 лет Аллах будет посылать обновителя религии (муджаддида), который будет защищать Умму от заблуждений. За счёт учёных Умма остаётся праведной, идущей в сторону истины. Без учёных Умма погибнет, ведь если исчезнут учёные, кто укажет ей на правильный путь?
В качестве примера можно привести слова Ахмада ибн Ханбаля, когда его ученики попросили прибегнуть к ат-такые (скрыть истину из-за страха) во времена фитны вокруг Корана, на что он сказал: «Если учёный отвечает ат-такыей, когда же прояснится истина?».
Суть в том, что праведный учёный понимает, в чём заключается опасность, когда не говорят истину, он понимает, что это ведёт к гибели Уммы, отдалению от Ислама, к заблуждению, исчезновению истины, распространению нечестия, утрате правления на основе законов Аллаха. Учёные, которые обладают правильной мыслью, способствуют распространению идей Ислама, главенству правильных понятий, исчезновению заблудших идей и взглядов.
Только с такими учёными Умма сможет идти в сторону правильного преобразования, в сторону правильного возрождения. И тогда в Умме будет главенствовать общественное мнение в пользу Ислама, которое вытекает из общественного сознания. Общественное сознание требует преобразовать как реальность, так и государство со всеми его структурами. Общественное сознание будет оказывать давление на власть, которая не сможет противостоять ему, не говоря уже о наличии сознания у обладателей силы из числа военных и племён. Это сознание подтолкнёт обладателей силы оказать помощь своей религии и Умме. Сира Посланника Аллаха ﷺ указывает нам на то, что Халифат устанавливается, когда есть общественное мнение, вытекающее из правильного сознания о власти Ислама, когда есть поддержка со стороны обладателей силы. Даже после установления Халифата, после претворения Ислама в политике, экономике, судопроизводстве, образовании будет нужда в праведных учёных, в их наставлениях правителям.
О Умма, клянусь Аллахом! Ты должна побудить учёных занять правильную позицию во всех вопросах, побудить их быть из числа тех, кто желает возрождения Уммы, кто желает достичь довольства Всевышнего. Поэтому учёные должны:
1) Устремиться в сторону довольства Аллаха, быть искренними перед Ним, соблюдать свой договор с Ним, ибо за договор их призовут к ответу.
2) Распространять идеи Ислама, просвещать умы Исламской акъыдой, Исламскими законами, на уроках, лекциях, дискуссиях и форумах. В частности, заострить внимание Уммы на таких проблемах, как ризк (удел), аджаль (наступление смерти), када и кадар (судьба и предопределение). Они должны укрепить в ней дух надежды, быть компасом для неё, сформировать у неё аклию, которая базируется на основе Ислама, а не выгоде.
3) Давать наставление правителям, возвращать их к истине, ограничивать их претворением законов Ислама. Учёные должны устремиться в сторону установления Второго Праведного Халифата, в сторону того, чтобы его конституция основывалась на Коране и Сунне. Учёные должны говорить правду в лицо несправедливым правителям, что станет для них лучшим джихадом. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ أَفْضَلَ الْجِهَادِ كَلِمَةُ حَقٍّ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ
«Лучшим джихадом является слово истины, сказанное перед несправедливым правителем» (Ахмад).
4) Раскрывать заговоры и интриги Запада против Уммы.
5) Призвать обладателей силы встать рядом с Уммой, оказать ей помощь. Учёные должны подтолкнуть обладателей силы последовать примеру Саада ибн Муаза, смерть которого заставила трон Всевышнего затрястись. Побудить их отказаться от никчёмных правителей, выплюнуть последних, как косточку фрукта во время еды. Принять участие в деле по установлению Халифата на руинах картонных государств, избрать халифа, который будет править законами Аллаха. Ведь Умма желает возвращения власти Ислама.
6) Воспитывать новые поколения учёных, которые так же станут опорой в распространении знаний Ислама.
7) Присоединиться к группе, которая базируется на принципах Ислама, которая посвятила себя установлению власти Ислама, следуя методу Посланника ﷺ. Причина этого заключается в том, что без группы, точнее — партии, невозможно установить власть Ислама, поэтому учёные должны находиться в этой группе.
Мы просим Аллаха, чтобы Он почтил нас установлением Второго Праведного Халифата, который вернёт величие мусульманам. Мы просим Его, чтобы учёные повели Умму к благу. О Аллах, ведь Ты — Всеслышащий, Близкий, Откликающийся на молитвы.
И в конце мы бы хотели воздать хвалу Аллаху — Господу миров.
العلماء بوصلة الأمة بصلاحهم تصلح الأمة (2)
عبدالرحمن العامري – اليمن
لقد حضَّ ديننا الإسلامي الحنيف على العلم؛ لأنه به تصلح وتستقيم أمور الدنيا والآخرة، وبدونه تفسد فيهلك الحرث والنسل. وهذا العلم جعله الله عز وجل ميزان التقوى وميزان الكرامة وميزان التفضيل، ففضَّل بني آدم على العالمين، وكرَّمهم على سائر المخلوقات من جنٍّ وملائكة وشياطين. هذا وقد مجَّد الله عز وجل في آياته الكريمات العلماء ورفع من شأنهم وقدرهم فقال: ( شَهِدَ ٱللَّهُ أَنَّهُۥ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَٱلۡمَلَٰٓئِكَةُ وَأُوْلُواْ ٱلۡعِلۡمِ قَآئِمَۢا بِٱلۡقِسۡطِۚ لَآ إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلۡعَزِيزُ ٱلۡحَكِيمُ ) ففي هذه الآية الكريمة قرن الله سبحانه شهادة العلماء بشهادته وشهادة ملائكته، وكفى بذلك فضلًا وتميُّزًا لصاحب العلم عن الجاهل، فما هو الدور والمسؤولية العظيمة التي ألقاها الشرع على عاتق هؤلاء العلماء.
إن على علماء الأمة دوراً ومسؤولية عظيمة تقع في عاتقهم تتمثل بالآتي:
1- فهم الواقع وإنزال أحكام الله عليه مهما كان هذا الحكم مرضيًا أو مغضبًا للحاكم أو للأمة؛ وذلك ابتغاء صلاحها لا شقائها، ونهضتها لا انحطاطها؛ لأنه بالشرع تنهض الأمة وبدونه تنحط.
2-تقديم النصح وقول الحق للحكام، والجرأة والشجاعة وعدم الالتصاق بهم منعًا من الافتتان بهم، وبهدف توعيتهم وإرشادهم بأحكام الإسلام دون مواربة أومداهنة، والعمل على محاسبتهم في أي مخالفة لأحكام الإسلام أو التقصير فيها، أو في أي حق من حقوق الرعية، أو سن قانون فيه ضرر عليهم وعلى الأمة. فالواجب كل الواجب العمل على إزالة ومحاربة كل ضرر سواء أكانت بشكوى من الرعية أم بلا شكوى. هذا وقد حذر القرآن الكريم من العلماء الذين يتخلون عن دورهم الجليل واتباعهم الشيطان والهوى والغِوى،
قال تعالى:(وَٱتۡلُ عَلَيۡهِمۡ نَبَأَ ٱلَّذِيٓ ءَاتَيۡنَٰهُ ءَايَٰتِنَا فَٱنسَلَخَ مِنۡهَا فَأَتۡبَعَهُ ٱلشَّيۡطَٰنُ فَكَانَ مِنَ ٱلۡغَاوِينَ ).
3-توعية الأمة على أحكام الإسلام، وصناعة جيش من العلماء الذين بهم ترقى الأمة ولا تفنى، فهم الذين يتصدرون المواقف والأحداث، ويتصدون لكل مصيبة تصيب الأمة، وهم الذين بهم تتجلى الحقائق وتنكشف الدسائس؛ فهم بمثابة الراعي الواعي على الأمة، وبهم تستنبط الأحكام الشرعية المناسبة للمسائل الجديدة والتي باستنباطها تهتدي الأمة إلى كل خير وإلى أحكام الله ومن ثم تنال رضوانه، ولا يتم هذا إلا بالتوعية؛ وذلك بعقد المحاضرات والدروس والنقاشات، والقيام بواجب الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، فهو رأس الأمر والمحرك الأساسي لأي تغيير فكري.
4-تحفيز الحكام دائمًا إلى الدعوة والجهاد لأنهما يحققان الغاية العظيمة من رسالة الإسلام ( وَكَذَٰلِكَ جَعَلۡنَٰكُمۡ أُمَّةٗ وَسَطٗا لِّتَكُونُواْ شُهَدَآءَ عَلَى ٱلنَّاسِ وَيَكُونَ ٱلرَّسُولُ عَلَيۡكُمۡ شَهِيدٗاۗ ) وحثَّ الناس على ذلك، والتصدي للإشاعات المغرضة وللأفكار المعارضة لأحكام الإسلام، وحث الناس والجيش وإقناعهم بالدعوة والجهاد بإلهاب حماسهم وتشجيعهم.
5- التمسك بالعهد والميثاق الذي بين العلماء وبين الله من بيان أحكام الله ونشرها وعدم كتمانها ونبذها وإخفائها. فقد قال الله عز وجل في قرآنه: ( يَوۡمَئِذٖ يَوَدُّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ وَعَصَوُاْ ٱلرَّسُولَ لَوۡ تُسَوَّىٰ بِهِمُ ٱلۡأَرۡضُ وَلَا يَكۡتُمُونَ ٱللَّهَ حَدِيثٗا ) وقال سبحانه وتعالى:
(فَوَيۡلٞ لِّلَّذِينَ يَكۡتُبُونَ ٱلۡكِتَٰبَ بِأَيۡدِيهِمۡ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنۡ عِندِ ٱللَّهِ لِيَشۡتَرُواْ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلٗاۖ فَوَيۡلٞ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتۡ أَيۡدِيهِمۡ وَوَيۡلٞ لَّهُم مِّمَّا يَكۡسِبُونَ) فإخفاء الحقيقة من قبل العلماء معناه إخفاء حكم الله، ومن ثم تستحق الأمة غضب الله لأنها أضاعت شرعه.
6- الوعي على الواقع السياسي وواقع الشعوب والدول وسياساتها والدول المحاربة والمعاهدة، والعمل على كشف المؤامرات والدسائس التي تحاك ضد الأمة والعمل على فضحها بهدف هدم مشاريع الغرب الكافر، وكذلك تحصين الأمة بالتثقيف بالأفكار والمفاهيم والحوادث والتحاليل السياسية حتى تكون أمة واعية لا تأخذها الغفلة.
7- العمل على جمع الأمة على مشروعها المخلص والمنقذ لها، مشروع الخلافة الراشدة؛ وذلك ببيان الآيات والأحاديث الدالة عليها مع تفسيرها وتكوين رأي عام منبثق عن وعي عام ليشكل هذا الوعي ضغطًا على الدولة في حالة مخالفتها أو انحرافها عن مشروع الأمة؛ فبوعيها تشكل صمام أمان للدولة من الوقوع في المحظور.
إن الأمة بأحزابها وجماعاتها وأفرادها قد جربت كل الطرق التي تظن أنها ناهضة بها من كل انحطاط؛ فإذا بها تنزلق من منزلق إلى آخر؛ ما أودى بها إلى الانحطاط والإخفاق من أي نهوض، نعم جربت هذه الطرق المخالفة لطريقة الإسلام الوحيدة في التغيير، فقد جربت الدخول في الحكم الديمقراطي والمشاركة فيه ولم يمكِّنها أعداؤها في الغرب من الحكم رغم تنازل هذه الأحزاب بهذه الطريقة عن طريقة الإسلام في التغيير وهي طريقة الرسول صلى الله عليه وسلم، وجربت الأمة اعتزال السياسة والاعتكاف في المساجد وعدم التدخل في شؤون الحياة وقد أخفقت، وجربت العنف والقيام بالأعمال المادية ولم تنجح، وجربت الاهتمام بالسنن وترك الفروض العظيمة كالحكم بالإسلام وإقامة خلافته ولم تفلح بتغيير الواقع به، وجربت المذهبية والطائفية فكانت وبالًا عليها أودى بها بهذه الطريقة إلى خدمة الغرب، وتشرذمت الأمة بسببها وتفككت إلى سنة وشيعة، وصدق الله العظيم فيها حينما قال: (قُلۡ هَٰذِهِۦ سَبِيلِيٓ أَدۡعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا۠ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِيۖ وَسُبۡحَٰنَ ٱللَّهِ وَمَآ أَنَا۠ مِنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ) (وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ) فلم يبقَ لهذه الأحزاب والجماعات والعلماء سوى العودة لطريقة الرسول الكريم صلى الله عليه وسلم في التغيير والالتزام بها والعض عليها بالنواجذ، والسير بها شبرًا بشبر وذراعًا بذراع؛ لأنها هي المنجية؛ فقد أنشأ رسول الأمة صلوات ربي وسلامه عليه جماعة وحزبًا هم صحابته، فلم يجدِ نفعًا أن يغير بمفرده، بل كان بهذا الحزب كالقلب والعقل بالنسبة للجسم، كل منهما لا يستغني عن الآخر، فكانت جماعة ثقف عقليتها رسول الأمة بثقافة الإسلام، ودعم نفسيتها بالطاعات والقربات لله، وأوجد منها شخصيات إسلامية تتميز بعقلية ونفسية إسلامية؛ لكي تحمل هذا الدين للآخرين؛ فحملته بالفعل حق حمل، ونشرته خير نشر، ثم عمد رسولنا الكريم إلى الاستعانة بأهل القوة والمنعة بدافع الحماية، حماية صحابته وحزبه المستضعف من بطش الكفار، ثم الأمر الآخر وهو تبليغ الإسلام للناس؛ حيث ما كانت تستطيع نشره بدون هذه القوة، وقد أفضى هذان الأمران إلى إيجاد دولة تحكم بالإسلام، وهذه الدولة شكلت كيانًا سياسيًا تنفيذيًا لأحكام الإسلام، طبقته في الداخل وعملت على نشره في الخارج. فإذا كان الرسول صلى الله عليه وسلم المؤيد من السماء قد كوَّن كتلة وتقوَّى بها، فكيف للعالم والفقيه الذي يريد أن يبلغ الإسلام وينشره ويكشف الحقائق والمؤامرات ويضرب عقائد وأفكار الكفر المدسوسة ويتصدى لها ويشجع الأمة على الجهاد ويقول الحق ويعمل على نهضة الأمة… والذي بسبب هذه الأعمال سوف يحاربه الحكام العملاء والمأجورون والمدسوسون على الأمة… فكيف له أن لا يكون في إطار جماعة تعينه ويعينها ويفقهها في الدين وتساعده في نشر فكر الإسلام، فكيف يكون هذا؟! لذلك كان واجبًا على هذا العالم الجليل أن يكون ضمن حزب، أو هو ينشئ حزبًا يعمل على تغيير هذا العالَم المنحط به وفق الشرع، ويعمل على نهضته وتوعيته. فبمعزل عن هذا الحزب أو تلك الجماعة لا يمكن التغيير، كما أنه من السهل التعرض لهؤلاء العلماء وتهديدهم وإخافتهم والتخلص منهم رغم أن عقيدة الأجل والرزق والقضاء والقدر وأخذهم بعقيدة التوكل على الله والأخذ بالأسباب قد تشربتها عقولهم وقلوبهم… لذلك كان لا بد من وجودهم في هذا الحزب. فبوجودهم في هذا الحزب أو الجماعة تُضمن استمرارية الفكر وهذه الثقافة التي بها تحيا، لا الأمة فقط بل العالم بأسره. فبمعزل عن العلماء تضيع الأمة، ويهلك الحرث والنسل، ويستولي أعداؤها عليها، ويورَث الجهل والفقر، ويضيع الدين، ويشرد العباد، وتحتل البلاد، وتتفشى المعاصي، ويستعر القتل بين أبناء الأمة… وهذا هو حالنا اليوم، كالغنم القاصية تلتهمها ذئاب الغرب كيفما تشاء. وللأسباب السالفة الذكر، كان لا بد من توريث هذا العلم لعلماء جدد يُقَوِّمُون هذه الأمة، ويقيمون دينها، ويجددون عهدها مع الله، ويكملون مسيرة من سبقهم من العلماء فينهضون بهذا العلم الأمة ، والتي ستبقى ببقاء هؤلاء العلماء وتفنى بفنائهم، فالأنبياء لم يورثوا درهمًا ولا دينارًا، بل علمًا يورثه عالم لعالم إلى قيام الساعة. نعم بهذا العلم والعلماء تُضمن نهضة الأمة وقيام مشروعها العظيم والمتمثل بقيام خلافتها الإسلامية؛ فتعود الأمة إلى سابق عزها كما كانت بفضل هذه الخلافة، والتي تضمن الأمن والأمان في الدنيا الآخرة. نعم، إنه لحري بكم أيها العلماء أن تنضموا لجماعة تخشى الله، جماعة واعية صادقة لا تخشى في الله لومة لائم، لديها مشروع حضاري عظيم فيه بيان لكل نظام من أنظمة الحياة في الاقتصاد والحكم والقضاء والتعليم والصحة والإسكان وغيرها من شؤون الحياة. فالآية الكريمة (وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ ِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ) أوضحت ذلك وأجلت الحقيقية التي لا يمكن أن تغشى عنها المـُـقل والعيون، ولا يتعامس عنها إلا ضالٌّ ومنحرف يتبع هواه، نعم هذه الآية التي أوصت بوجود جماعة تدعو للخير وهو الإسلام وتأمر بالمعروف وتنهى عن المنكر ،الخطاب فيها عام لكل مسلم مخلص يبتغي وجه الله ورضاه، فما بالنا بالعلماء وهم رأس الأمر؟! فكيف يكون التغيير بدون العلماء؟! لا شك أنه سيكون إلى وبال، فكان من المحتم أن يكون هؤلاء العلماء في رأس هذه الجماعة، فهم ورثة الأنبياء الذين لم يرثوا من رسول الله صلى الله عليه وسلم درهمًا ولا دينارًا، بل ورثوا فكرًا وشرعًا ودينًا، هو الإسلام العظيم؛ ولذلك كان لامتناع العلماء الالتحاق بجماعة الحق أثر عظيم في انحطاط الأمة وتخلفها؛ مما قادها إلى مناخ نحرها. فالله الله ياورثة الأنبياء، ياشهداء الله في الأرض، أما آن لكم أن تجمعوا أمركم وتصدقوا مع الله وتعقدوا وتخلصوا نيتكم بالعمل الخالص لله في كتلة تقوم بالنهضة وترفع شأن أمتكم وتزيل عنها غبار الذل والهوان؟ أما آن؟. ألا تعلمون أنكم بسبب تقاعسكم عن دوركم في حمل الدعوة كنتم سببًا رئيسًا في انحطاط الأمة وتخلفها وارتهانها بيد الخارج. نعم إن من أسباب انحطاط المسلمين ووصولهم لدرك الشقاء هو تخلي العلماء عن دورهم الفاعل والكبير؛ فكان هذا مجلبة للبلاء والشقاء وشماتة الأعداء، فقد زوَّر العلماء الحقائق وباعوا دينهم بعرض من الدنيا هو زائل، وأفتَوا بغير حكم الله، ونافقوا وداهنوا الحكام خشية البطش، ولم يخشوا الله رب الحكام. ففي زمننا الحاضر أفتَوا بجواز دخول أميركا للعراق، وأفتَوا بجواز العلاقة مع الأميركان بحجة أنهم أصدقاء، وأي أصدقاء وهم أعداء؟! وقد أفتَوا بجواز الربا وأنه استثمار، وأفتَوا بحرمة العمليات الاستشهادية وأنها انتحار، وأفتَوا بجواز انتخاب الحكام رغم أنهم حكام حكموا بغير ما أنزل الله، فهم لا يعدون ولاة أمر، وأجازوا انتخاب مجلس النواب رغم أنه يقوم بمهام محرمة من سن قوانين وإجازتها رغم أن النظام الذي يجب أن يحتكموا إليه هو نظام الإسلام، وأجازوا الاقتتال بين المسلمين، رغم أن الاقتتال يجري لمصلحة أسيادهم التابعين للغرب أميركا وبريطانيا، وها هي تجتمع الدول العربية مع المجرم نتنياهو رئيس كيان يهود للتطبيع معها دون حياء أو خجل، والعلماء ساكتون، فأي بلاء هذا ؟! فأين كلمة الحق والتي ستحاسبون عليها؟! نعم فأين تقوى الله أيها العلماء ومخافته؟! أين علماء مصر والسعودية وتركيا وإيران وباكستان وتركيا والعراق وتونس وقطر وسوريا والإمارات واليمن وفلسطين والسودان والمغرب من كل ما يجري في بلادهم وبلاد المسلمين؟! أرضيتم بهذا الذل وبهذه الحياة الدنيا وركنتم إليها، فما متاع الحياة الدنيا في الآخرة إلا قليل؟! هذا وقد وصف الله عز وجل الركون للحياة فقال سبحانه: (وَلَا تَرۡكَنُوٓاْ إِلَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱلنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ مِنۡ أَوۡلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ) فأين كلمة الحق؟! أين الخشية من الله؟! فمن الذي يستحق الخوف منه: الله عز وجل، أم الحكام المأجورين؟! فهؤلاء العلماء خافوا على أنفسهم من بطش فجاملوا الأنظمة ولم يبينوا أن أنظمة الحكم التي يحكمون فيها الحكم فيها للشعب وليس للإسلام، وخلطوا الإسلام مع الكفر وزينوا أنظمة الكفر كما زين بنو إسرائيل اللحوم وجملوها وباعوها…. إن الأمة الناهضة هي التي تقيم وزنًا وقدرًا لعلمائها وتحتضنهم؛ ولكن لا لأي عالم، بل للعالم العامل الرباني التقي النقي الورع… وليس للعالم العميل الذي باع ولاءه لشيطان هذه الأنظمة الطاغوتية.
إن العروة لا بد من أن تتوثق بين الأمة وعلمائها، فالعلماء يقولون كلمة الحق، والأمة تنفذ هذا الحق وتتعلم من هذا العالم العلم الذي به تحيا القلوب والعقول وتنار به الدروب بعد ضلال وشقاء. إن علاقة العالم بالأمة كعلاقة اليد بالنسبة للأخرى، من أجل تنمية ورعاية الجسم، وفي الواقع من أجل نهضة الأمة قال تعالى:
( وَمَآ أَرۡسَلۡنَا مِن قَبۡلِكَ إِلَّا رِجَالٗا نُّوحِيٓ إِلَيۡهِمۡۖ فَسَۡٔلُوٓاْ أَهۡلَ ٱلذِّكۡرِ إِن كُنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ ).
نعم إنه بصلاح العلماء صلاح كل من الأمة والحاكم والجيش، فكل من هؤلاء بحاجة للعلماء ليهتدوا بهديهم، وليعلموا أحكام الله في حقهم، ولنصحهم وتقويمهم إذا ما اعوجوا؛ فهؤلاء كالنجوم يهتدى بهم في ظلمات هذه الأيام، وهم الموقعون عن الله، وهم من يستنبطون الأحكام من الأدلة التفصيلية للسير بحسبها… فالزلة منهم كارثة، والسِّنة والغفلة مصيبة تعيد الأمة إلى الوراء؛ لأن الأمة تسير بحسبهم إما بالطريق المستقيم أو المعوج، فهم بحق البوصلة التي توجه الأمة إما إلى انحرافها ونحرها أو إلى نجاتها، ونتذكر موقف الإمام أحمد بن حنبل العالم الجليل كما سبق في قصة خلق القرآن والذي رفض أن يقول كلمة عذره الناس بقولها لكي يتخلص من بطش الحكام، فقد أبى ذلك كل الإباء. نعم هؤلاء هم العلماء العاملون الأتقياء الأنقياء المخلصون الجريئون في قول كلمة الحق، الذين ينظرون إلى الآخرة نظرة إيمان وعقيدة، ويترجمونها إلى واقع يرى رأي العين، فهنيئًا لهم، وهنيئًا لمن سار على نهجهم. وهناك سؤال يدور في الذهن، وهو كيف تنهض الأمة بعلمائها؟
إن نهضة الأمة لا يكون إلا بشرع الله ينفذ ويحكم به في الأرض. والذي يطبق هذا الشرع هو السلطان ومعه العالم الرباني التقي الورع القوي في الحق والذي يقوِّم أي انحراف خشية الضلال والسقوط في الهاوية، هاوية الجهل والالتواء عن المنهج القويم. فإذا حاد الحاكم عن الحق قوَّمه هذا العالم الحق، وإذا ما أدخل حاقد خبيث ماكر فكرًا مخالفًا للإسلام تصدى له بكل قوة ليمحو أثر هذا الفكر السقيم ويجعله أثرًا بعد عين، فيكشف زيفه وخطأه. أما إذا حاد العالم نفسه عن الطريق المستقيم نصحه وقوَّمه عالم آخر من علماء المسلمين، فإن الأمة لا تخلو من عالم ربانيِّ. وهذا من نعم الإسلام أن الله يبعث في هذه الأمة على رأس كل مئة عام من يجدد هذا الدين ويحفظه من أي انحراف. نعم إن العلماء بهم تستقيم الأمة وتصير الأمور إلى خير، وبدونهم تهلك الأمة؛ فإذا خلت الأمة من العلماء فمن أين تهتدي للطريق؟ وهذه هي مقولة العالم الجليل أحمد بن حنبل حينما طلب منه تلامذته مجانبة الحق بحجة التقية، فأبى ذلك كل الإباء وقال: «إذا أجاب العالم تقية، فمتى يتبين الحق؟!» أن العالم الحق يعلم خطر عدم قول الحق في وقته، ويعلم أنه مهلكة للأمة وحالقة للدين؛ لأن ذلك يؤدي بالأمة إلى الضلال، ويضيع الحق، وينتشر الفساد، وتؤول الأمور إلى ضياع حكم الله. نعم بهؤلاء العلماء الذين يمتلكون الفكر الصحيح ينتشر فكر الإسلام القويم وتسود المفاهيم الصحيحة وتزهق المفاهيم المغلوطة. فمن خلال أمثال هؤلاء العلماء تسير الأمة باتجاه تحقيق التغيير الإسلامي ونحو النهضة، فيسود في الأمة الفكر والرأي العام للإسلام المنبثق عن الوعي العام للأمة والذي يطالب بتغيير الواقع وتغيير الدولة بكل مكوناتها ودستورها الوضعي فيشكل هذا ضغطًا عامًا على السلطة لا تقدر على مواجهته، مضافًا إليه وعي أهل القوة من الجيش والقبائل؛ ما سيدفعهم إلى نصرة دينهم وأمتهم وهم مطمئنون. نعم لقد دلت السيرة النبوية العطرة أن الخلافة تحتاج لكي تقوم إلى الرأي العام المنبثق عن الوعي على إسلام الحكم، وتحتاج إلى أهل القوة. وحتى بعد قيام الخلافة وقيامها بتطبيق الإسلام في مختلف شؤون الحياة في كل جوانب الحياة، في الحكم والاقتصاد والقضاء والتعليم… فإنها بحاجة إلى علم هؤلاء العلماء، ومناصحتهم للحكام، والقيام معهم على أمر الله. فالله الله يا أمة محمد، لتدفعي العلماء نحو الوقوف موقف الحق في كل المواقف؛ لذلك كان على مريدي النهضة من العلماء، إذا كانوا يبتغون براءة الذمة امام الله:
1- التوجه إلى الله وإخلاص النية له والالتزام بالعهد، إن العهد كان مسؤولًا.
2-نشر فكر الإسلام وتوعية الأمة بعقيدة الإسلام وما يتعلق بها من أفكار وأحكام الشرع بالدروس والمحاضرات والنقاشات والندوات والجلسات وغرس عقيدة الأجل والرزق والقضاء والقدر من الله، في نفوس وعقول الأمة وبث روح الأمل فيها وأن يكونوا بوصلتها، وأن تكون عقليتهم مبنية ليست على المصلحة، بل على الحكم الشرعي حصرًا.
3-نصح الحكام وحثهم وأطرهم على الحق أطرًا، وقصرهم على تطبيق الإسلام، والحرص على أن تكون دولة الخلافة راشدة على منهاج النبوة، والحرص على أن يكون مشروع دستور الخلافة مأخوذًا من كتاب الله وسنة رسوله صلى الله عليه وسلم، وأن يقفوا في وجه أي سلطان جائر؛ ليكون عملهم هذا أفضل جهاد كما قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «إن أعظم الجهاد كلمة حق عند سلطان جائر».
4-كشف المؤامرات والدسائس القادمة من الغرب وأذنابه، والتي تحاك ضد الأمة وبيانها وعدم كتمانها.
5- دعوة أهل القوة من الجيش والقبائل والطلب منهم أن يقفوا مع الأمة ومع الحق بنصرتها ومؤازرتها والأخذ على يدها، ودفعهم لأن يقتدوا بسعد بن معاذ الذي اهتز عرش الرحمن عز وجل لموته، وأن ينبذوا هؤلاء الحكام ويلفظوهم كلفظ النواة من الثمرة ويقيموا دولة الإسلام على أنقاضهم، وينصِّبوا خليفة يحكم بكتاب الله وسنة رسوله صلوات ربي وسلامه عليه. فالأمة توَّاقة لعودة الإسلام ولنصرته.
6- صناعة علماء وتوريث العلم لهم لكي يكونوا عونًا لنشر الإسلام.
7- التحاق هؤلاء العلماء المخلصين بجماعة الإسلام التي نذرت نفسها لإقامة الدين على طريقة رسول الله صلى الله عليه وسلم؛ لأن إقامة الدين لا يكون إلا بحزب أو جماعة، ويكون العلماء من ضمنه.
نسأل الله العظيم الكريم أن يمنَّ علينا بدولة كريمة تحكم بالإسلام، ويعَزُّ بها المسلمون، وأن يقودها علماء ربانيون إلى الخير إنه سميع قريب مجيب، وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين. وصلى الله على سيدنا محمد وعلى آله وصحبه وسلم تسليمًا كثيرًا.